Новости: Новости Форума

Форум Доноров и Школа-Студия МХАТ провели расширенную встречу Клуба меценатов

Миниатюра

24 января прошла первая встреча Клуба меценатов Форума Доноров, которая была организована в партнерстве со Школой-студией МХАТ и Фондом целевого капитала Школы-студии МХАТ.   

Встреча Клуба началась с экскурсии по  Школе, которую провели для гостей ее выпускники.  Члены Клуба увидели аудитории, в которых проходят занятия, репетиции, рождаются дипломные спектакли, выставку работ студентов второго курса Факультета сценографии «Самая печальная радость», побывали в гримерке, костюмерных и других пространствах Школы, где студенты делились рассказами об особенностях учебы в легендарном месте. 

Особой частью экскурсии стало знакомство с кабинетом ректора Школы-студии МХАТ, Игоря Золотовицкого. Художественное оформление кабинета выполнено легендарным театральным художником Олегом Шейнцисом, выпускником постановочного факультета Школы-студии МХАТ.  Преемственность добрых, семейных традиций – отличительная черта этого учебного заведения.  Рассказывая о своих предшественниках, Игорь Золотовицкий отметил: «Вы находитесь сейчас в пространстве одного из главных театральных университетов мира, условной «Лиги плюща». Если вы мне пожмете руку, то это через два пожатия — Станиславский». 

После экскурсии гости приняли участие в дискуссии на тему: «Меценатская поддержка творческого образования – зачем и как. Театральные школы».  В дискуссии приняли участие члены Форума доноров, меценаты, руководство и педагоги Школы-студии МХАТ, представители театральных школ России 

Екатерина Светличная, руководитель Клуба меценатов Форума Доноров, открыла дискуссию вопросом о том, что известным стереотипом общественного мнения сегодня является утверждение, что рынок перенасыщен актерами: «Действительно ли художественному театральному образованию нужна еще и меценатская поддержка?». 

Марина Брусникина, заведующая кафедрой сценической речи и вокала, художественный руководитель театра «Практика» уверена: мы много говорим о воспитании, и творческих людей необходимо воспитывать как можно раньше. «Творчество — самый быстрый способ помочь человеку стать личностью, способной создавать, трансформировать пространство, действовать. И театр — как коллективный опыт, мышление — дает такую возможность». 

«Театр превращается в антропологическую практику, инструмент изучения человека, формирования человекоцентричной культуры. И говорить о перепроизводстве артистов нельзя. В регионах не созданы шлюзы, по которым переизбыток артистов из столиц переезжал бы в небольшие города. Более того, сегодня есть госзадание по открытию огромного количества школьных театров. В том числе и поэтому важно иметь больше специалистов в сфере театрального искусства, готовых формировать эту школьную театральную среду», — отметил Павел Руднев, доцент кафедры искусствоведения Школы-студии МХАТ, театровед, театральный критик.

Несколько лет назад обсуждалась идея того, что актерское образование можно считать элитным, а потому оно должно быть платным. Насколько справедлива эта идея сегодня, в условиях сокращающихся ресурсов, — задала экспертам еще один вопрос Екатерина  Светличная. «Земля рождает таланты. Человек должен заплатить, чтобы выразить художественные смыслы, память нации? Это странно», — убеждена Марина Брусникина.

Для творческих специальностей важна поддержка доноров — и государственных, и частных — подчеркивает Анна Глуханюк, ректор ЕГТИ (Екатеринбургский государственный театральный институт). К счастью, положительные сигналы уже есть — Минкульт выделяет бюджетные средства на получение второго высшего образования (режиссер кино, драматург и др.), сотрудничество театральных вузов с корпоративным сектором становится все более взаимовыгодны: не всегда это финансовая поддержка: это скидки на авиаперелеты, проживание в отелях и хостелах, цветы для актеров или помещения, оборудование для репетиций. Знания студентов, молодых выпускников театральных вузов (продюсеры, осветители, техники и др.) активно применяются в реализации партнерских проектов: общественные пространства, сцены для концертов и мероприятий, разработка контента для маркетинговых и социальных проектов компаний в регионах и др. 

Между тем, дополнительные стимулы для привлечения студентов в творческие театральные вузы в регионах по-прежнему нужны. Например, именно в Школе-студии МХАТ сложились принципы проектирования художественно-постановочной части для театров всей страны, хотя проблемы с набором абитуриентов есть даже в Москве. Подробнее об этом рассказала Ольга Неволина, декан факультета сценографии и театральной технологии МХАТ. «Быть технологом — это огромная работа, предполагающая буквально половину процесса подготовки спектаклей. И важнейшая задача — рассказать о существовании такой специальности. Все видят артистов, художников и режиссеров. Но о тех, кто находится в бэк-офисе, знают совсем немногие». На всех факультетах Школы-студии 100% трудоустройство, но технологов разбирают уже на первых курсах. Абитуриенты редко могут платить за обучение, поэтому меценатская поддержка этих направлений очень важна. 

С Ольгой согласен и декан продюсерского факультета Школы-студии МХАТ Александр  Фокин: «Переходить на полностью платное обучение нельзя — как показывает наша статистика, самые талантливые, одаренные абитуриенты платить за свое обучение (от. 480 т.р. на продюсерском факультете в год — и эта сумма не может быть снижена, т.к. устанавливается Минкультуры РФ), к сожалению, не в состоянии. И здесь спасением становятся именные стипендии от фондов и частных меценатов».

Константин Учитель, профессор Продюсерского факультета Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург) считает очень важными направлениями для меценатской поддержки стипендии для молодых преподавателей театральных школ и издания книг и учебников опытных легендарных педагогов.

На вопрос о том, что стало фактором начала благо­твори­тель­ной поддержки театрального образования для него лично, рассказал Александр Славинский, генеральный директор Завода «Изолятор», первый меценат фонда целевого капитала Школы-студии МХАТ: «Помимо благих намерений и целевых задач меня убедило то, что фонд был организован выпускниками продюсерского факультета — той частью театрального профессионального сообщества, которая призвана обеспечить возможность развиваться. Ребята закончили вуз, но остались в нем и открыли третий вид деятельности (наряду с первыми двумя — преподаванием и наукой) — занялись содействием развитию, совершенствованием вуза». 

Опыт обретения финансовой стабильности через фонд целевого капитала представил Денис Овсянников, директор Фонда целевого капитала Школы-студии МХАТ: «В 2021 г. мы перешли от теоретического изучения формы целевого капитала к практике — мы сформировали единый общий фонд целевого капитала. Сейчас мы работаем над тем, чтобы в юбилейный год (80 лет Школе-студии МХАТ) обеспечить устойчивость работы организации из средств целевого капитала (гастроли, развитие гастролей, стажировок, стипендии и др.). Благодаря поддержке Фонда Потанина открыт также фандрайзинговый клуб друзей — программа лояльности Школы-студии МХАТ. Все средства от покупки карт друзей направляются в фонд целевого капитала Школы-студии МХАТ и, соответственно, будут работать вечно». Из других ближайших публичных проектов — выставка уникальных работ художников по костюмам из материалов партнера Школы-студии МХАТ — Завода «Изолятор».

Мероприятие прошло при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Организатор — Ассоциация грантодающих организаций «Форум Доноров». Если вам удалось присоединиться к мероприятию очно, пожалуйста, заполните анкету по ссылке: https://forms.gle/Fv6oZ689ct6HL57G6 
В ближайшее время мы опубликуем ссылки на другие материалы и запись дискуссии по итогам мероприятия, а также детали следующей встречи Клуба меценатов. Обо всех важных новостях и анонсах мы сообщаем на информационных ресурсах Форума Доноров: http://www.donorsforum.ru/, https://t.me/donorsforum, https://vk.com/donorsforum

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.