Сколько шедевров бесследно скрылись бы под толщей песка времени, если бы не люди, жертвующие свои средства на поддержку художников, писателей, актеров! Их имена до сих пор пишут золотыми буквами на зданиях театров и музеев благодарные потомки. Вероятно, среди них когда-нибудь окажутся и наши современники. Несмотря на то что, казалось бы, времена нынче суровые и к покровительству изящных искусств не располагают…
Само слово «меценат» уходит корнями во времена Римской империи. Имя величайшего римского патриция Гая Цильния Мецената, друга и доверенного лица императора Октавиана Августа, не зря стало нарицательным – он создал так называемый кружок Мецената, объединивший несколько десятков самых перспективных историков, критиков, поэтов и драматургов того времени. В него входили такие выдающиеся римские поэты, как Гораций и Вергилий. С тех пор любого богатого человека, бескорыстно помогающего людям искусства или науки, стали именовать меценатом. Не зря через сто лет после смерти Гая Цильния римский поэт Марциал посетовал: «Будь меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!»
Были свои меценаты и в России. Вряд ли основатель ГМИИ им. А. С. Пушкина Иван Владимирович Цветаев самостоятельно осилил бы такое затратное дело, как строительство крупнейшего музея, если бы не русский аристократ Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, входивший в конце XIX – начале XX века в число двенадцати самых богатых людей России и истративший на меценатство и благотворительность две трети своего огромного состояния. А имена Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, многие другие купеческие фамилии мы произносим с особым пиететом. Порой даже взываем к ним, воздевая руки над затерянными в глубинке развалинами какой-нибудь красивой старинной усадьбы, – словно к отвернувшимся от человечества богам…
Прикосновение к Станиславскому и каша Табакова
24 января на здании Школы-студии МХАТ можно было увидеть скромную табличку: «Клуб меценатов». Его не так давно организовал Форум Доноров. Именно здесь прошла первая встреча клуба, организованная в партнерстве с Фондом целевого капитала Школы-студии МХАТ. Выпускники школы провели экскурсию по учебному заведению: показали аудитории для театральных читок и репетиций, кладовку для реквизита и музыкальных инструментов, выставку с рисунками и макетами студентов факультета сценографии, административный этаж с кабинетом ректора и бухгалтерией. А с фотографий на гостей смотрели великие актеры, учившиеся в этих стенах: Владимир Высоцкий, Олег Ефремов, Галина Волчек, Валентин Гафт, Олег Табаков и другие.
Кстати, Табакова в качестве ректора до сих пор вспоминают здесь добрым словом. Любил Олег Павлович молодых и всегда был для них за названого отца. В скудные 90-е не давал студентам голодать, сам привозил в общежитие мешки с картошкой, чтобы ребята могли сварить себе суп. Рачительный был хозяин – настоящий кот Матроскин! Так и закрепилась за ним пожизненная маска мультипликационного персонажа…
Олег Павлович ввел обычай под названием «каши Табакова»: каждый студент мог получить бесплатную тарелку каши в столовой школы-студии. Эта практика бытует и сегодня, хотя уже давно никто не голодает: все равно студенты день и ночь проводят в школе и так увлечены своими репетициями и занятиями, что порой и поесть забывают.
Гостей в своем кабинете, оформленном легендарным сценографом Олегом Шейнцисом в стиле архитектуры Шехтеля, радушно встретил сам ректор, народный артист России Игорь Яковлевич Золотовицкий.
«Добро пожаловать в наше намоленное пространство, – приветствовал он участников встречи. – Я уже 44 года служу в здании МХТ, включая и годы учебы. Если вы мне пожмете руку, то через одно рукопожатие прикоснетесь к Станиславскому: моя учительница Софья Станиславовна Пилявская была его ученицей. А школе в этом году 80 лет – она открылась в 1943 году, в разгар войны. Так что не стоит утверждать, что музы молчат, когда гремят пушки. Нам сейчас очень нужна поддержка. Когда приходят к нам талантливые ребята, а мы не можем их зачислить на бюджет, я просто звоню своим богатым друзьям и попрошайничаю. И они дают – не сразу и не всегда, конечно. Но в этом году для пятерых студентов я буквально за час нашел людей, оплативших им учебу».
После экскурсии вместе с представителями театральных школ и преподавателей Школы-студии МХАТ Форум Доноров провел дискуссию «Меценатская поддержка творческого образования – зачем и как. Театральные школы». А потом, конечно же, – спектакль, короткое, всего на 50 минут, танцевальное шоу «Не до слов». Мягкая пластика и деликатная эротика движений, буйство проектора, испускающего на сцену цветные лучи, полосы, волны, причудливые геометрические фигуры, каллиграфические росписи на неведомых языках… Попытка без избыточной витиеватости рассказать о чувствах, потому что не всегда нужны слова, чтобы понять друг друга. Любовь, тревога, ненависть – просьбы о помощи бывают и невербальными.
Плата за талант?
Тема поддержки бизнесом театральных школ стала магистральной для дискуссии в Школе-студии МХАТ, организованной Форумом Доноров. На актерском факультете, к примеру, всего 16 бюджетных мест, а тут приезжает талантливый человек из глубинки, которому не посчастливилось туда попасть. Где он возьмет требуемую сумму, если плата только за обучение, к примеру, на продюсерском факультете – 480 тысяч рублей в год? Да, иногда приходится «попрошайничать», по меткому выражению ректора, и деньги находятся, а иногда и нет, и абитуриент возвращается в родное село несолоно хлебавши. А что говорить о спектаклях, гастролях, которые студентам нужны так же, как инженерам производственная практика, об издании книг и сборников лекций лучших педагогов?
Несколько лет назад руководство Минкульта всерьез поднимало вопрос о введении платы за обучение актеров. Дескать, образование элитное, поэтому оно должно быть платным. Педагоги творческих вузов убеждали тогдашнего министра, что это невозможно, должны быть другие критерии отбора. Если человек родился талантливым, достойным воплощать духовный поиск общества, то почему он должен за это платить? Театр – не развлекалово, а память нации. Справедливость, к счастью, победила, но денег не прибавилось.
«Наш вуз привлекает средства на ряд творческих проектов, – поделилась опытом Анна Глуханюк, ректор Екатеринбургского государственного театрального института. – Мы проводим два фестиваля: театральный и актерской песни. Есть у нас лаборатория для обмена опытом разных театральных школ, конкурс на лучший эскиз декорации, который воплощается на театральной площадке города. И у нас богатый опыт взаимодействия с партнерами, например с Уральской горно-металлургической компанией. Кроме того, студенты сами активно подают заявки на грантовые конкурсы в Фонд Потанина, Фонд Прохорова, Росмолодежь. Наша Ассоциация выпускников тоже нередко оказывает финансовую или материальную поддержку некоторых проектов. Вопрос поддержки образовательных проектов очень важен: мы понимаем, что из Москвы никто не вернется в регион, а в Екатеринбурге и области наблюдается большой кадровый голод».
Впрочем, есть еще один вариант прикосновения к Станиславскому – вложиться в целевой капитал, который многие годы будет работать на благо вуза или театра.
У театрального вуза есть свой якорь
В прошлом году у Школы-студии МХАТ появился Фонд целевого капитала. Это было непросто, нелинейно и нетривиально, говорит Денис Овсянников, директор Фонда целевого капитала Школы-студии МХАТ. Ведь одно дело, когда пишешь научные работы, другое – когда выходишь «в поля», это настоящий вызов. Денис – сам выпускник продюсерского факультета школы-студии, не так давно работал в Фонде Потанина, изучал теорию такого механизма поддержки учреждений культуры, как эндаумент-фонд. В 2021 году перешел к практике создания такого фонда. Вместе с ним у истоков дела стояли его коллеги, начинающие продюсеры, то есть часть бизнес-сообщества, раздувающего искру жизни в любом культурном проекте.
«У нас есть один целевой общевузовский капитал, сформированный благодаря поддержке генерального директора завода «Изолятор» Александра Славинского, – рассказывает Денис. – Есть надежда, что этот целевой капитал станет устойчивее и начнет вносить значительный вклад в развитие школы: ежегодные доходы от него можно будет тратить на создание спектаклей, выставок, гастрольных проектов, на стипендии и стажировки, поддержку молодых педагогов. При умелом управлении механизм этих денег может работать десятилетиями. В будущем создадим дополнительные эндаумент-фонды с более узкими и профильными целями, в том числе и для развития каждого факультета или отдельных сверхзадач типа гастрольной деятельности. Кроме того, благодаря поддержке Фонда Потанина мы открыли Клуб друзей Школы-студии МХАТ. Это партнерская программа, открытая по уровню участия клубных карт. Каждый из зрителей и друзей выпускников может стать другом, и все средства от пожертвования и покупки этой клубной карты направляются в эндаумент-фонд».
Почему же эндаумент-фонд Школы-студии МХАТ показался Александру Славинскому столь перспективной идеей? Какая связь между заводом «Изолятор» и будущими служителями театрального искусства? Прежде всего дело в том, что ребята, закончив вуз, остались в нем работать, не будучи педагогами или учеными. Руководителя компании подкупила именно преданность сотрудников фонда своей альма-матер, желание содействовать ее развитию.
Сам Александр никогда профессионально не занимался театром, зато он всегда был внимательным и заинтересованным зрителем. Больше всего он любит выступления чтецов и считает их высшей актерской кастой – ведь они не играют ни костюмом, ни лицом, у них в арсенале только голос и текст. Но контакт с чтецом вызывает, как говорит Славинский, яркое переживание катарсиса, или «эффект затемнения». Благодаря чтецам он приобщился к великим произведениям литературы. А когда стал бизнесменом, его заинтересовал феномен меценатства известных состоятельных людей. Дворяне тоже организовывали театры, в основном в своих имениях и для собственного удовольствия. Но именно промышленники успешно вели бизнес и жертвовали средства на фундаментальные вещи, в том числе и театр для широкого зрителя. Он просто не смог бы развиваться без поддержки.
Закваска духовного воспитания и образования в Школе-студии МХАТ, опыт и знание менеджмента – все это разбудит у выпускников интерес к развитию родного вуза, поставит высшее образование на новую ступень, – говорит Славинский. – Однако, мне кажется, системность и меценатство не совсем совместимые вещи. Системность подразумевает планирование, исполнение, результат. Она больше присуща государственной поддержке: заложили в бюджет – и выполняй обязательства. А благотворительность и меценатство сложно вместить в рамки планового хозяйства, они зависят от веления души и возможностей: сегодня есть прибыль, завтра ее нет и жертвовать нечего. Именно эндаумент-фонд создает систему управления привлеченными финансами, чтобы эффективно и рачительно использовать эти средства.
Фонд целевого капитала можно сравнить с якорем, который придает кораблю устойчивость, – не случайно это устройство всегда считалось символом надежды на будущее. Но его создание – не единственный формат сотрудничества завода «Изолятор» и Школы-студии МХАТ. На одной из выставок на факультете сценографии и театральных технологий и на кафедре сценического костюма будут выставлены экспонаты, созданные из нетоксичных отходов производства. Это театральные костюмы и декорации из крафтовой бумаги, металла и пластика, которые с первого взгляда нельзя отличить от обычной ткани. Не всякая помощь измеряется деньгами.
Как заложить фундамент репутации?
Зачем культуре деньги – понятно. А для чего самому бизнесу нужно сотрудничать с культурой, что получит компания от меценатства? На самом деле – очень многое. В разных странах есть укоренившиеся традиции сотрудничества бизнеса и культуры: например, крупнейшие японские компании занимаются покупкой картин, созданием художественных галерей со свободным доступом для людей. Компания должна делать мир вокруг себя лучше – это ее непосредственная обязанность, отвечающая концепции ЦУР.
Форум Доноров инициировал проект «Форум меценатов будущего», получивший грант Президентского фонда культурных инициатив. Его цель – приблизить друг к другу деятелей культуры и организации – социально ответственные компании, частные или корпоративные фонды, – которые финансово поддерживают их проекты и как раз и составляют Форум Доноров.
Мы хотели бы дать членам Форума Доноров более широкую картину культурной жизни в России, чтобы они увидели для себя новые возможности, точки роста и развития, – разъясняет директор по спецпроектам Форума Доноров по культуре и меценатству Екатерина Светличная. – А также познакомить учреждения культуры, которые нуждаются в негосударственном финансировании, с теми, к кому за этим финансированием можно обращаться. Нам важно рассказать им, как лучше вести диалог друг с другом.
Внутри проекта есть несколько треков. Первый – это тот самый Клуб меценатов, в рамках первого заседания которого велась дискуссия о театральном образовании. Темы будут раз за разом меняться: например, обязательно будут обсуждаться меры поддержки инклюзии в культуре, молодых талантов, художественного слова и продвижения чтения и т. д. Все это пройдет в учреждениях культуры со спикерами, которые работают в этой области и могут поделиться внутренними секретами. Школа-студия МХАТ – это только одна из локаций, где проводятся заседания клуба. Место встречи должно быть красивым, знаковым, если хотите, культовым, чтобы сама атмосфера помогала диалогу искусства и бизнеса. В этом треке будет семь направлений, то есть семь заседаний по разным темам.
Второй трек проекта – это так называемая бенчмаркинг-сессия, когда разные компании и фонды, поддерживающие культурные проекты, придут поделиться своим опытом, форматами и моделями поддержки, расскажут, какие технологии работают, а какие нет. Если первый трек – это лирика и «матчасть», то есть поиск смыслов, то второй трек больше про инструменты. Так, в Еврейском музее и центре толерантности шла речь о секретах успеха компании «Полюс», которая шесть лет организовывает театральный конкурс «Полюс. Золотой сезон», о фестивале уличной культуры «Выкса-фестиваль» в маленьком городе Выксе и о том, как удалось компании ОМК сделать этот небольшой моногород известным на всю страну. Таких встреч по обмену опытом тоже планируется семь.
«Перед нами стоит задача стимулировать бизнес больше поддерживать культуру, помочь социально ответственным компаниям определить новые ниши в этой области и свои «выгоды» от партнерства с культурными институциями, – продолжает Екатерина. – Компания А смотрит на то, как компания Б делает классный фестиваль, который становится событием культурной жизни региона ее присутствия или страны в целом. И говорит: мы тоже такое хотим. И на встречах происходит обмен опытом. Или выясняется, что в каком-то небольшом городе нет собственного театра или давно никто не приезжал из культурных центров: а почему бы не привезти туда театр той же Школы-студии МХАТ? Студентам не нужно платить огромные гонорары, как маститым звездам, а их спектакли – очень живые, искренние и при этом высокопрофессиональные. Просто покажите эти спектакли – и все будут рады. Ведь социально ответственная компания всегда задумывается над тем, как раскрашивать жизнь людей в регионах присутствия. У ребят появится практика и опыт работы на большой сцене, а у компаний – опыт по наращиванию потенциала культурной жизни у себя в регионе. Таких относительно не очень дорогих для бизнеса возможностей на самом деле очень много».
Екатерина вспоминает, что до Форума Доноров она много лет работала в фонде Олега Дерипаски «Вольное дело», который в течение десяти лет организовывал гастроли Школы-студии МХАТ в регионы присутствия компании «РУСАЛ». Представьте себе отдаленный от культурных центров Саяногорск в Хакасии. И вдруг, как свежий ветер, врываются студенты, показывают 5–6 жизнерадостных, искрометных спектаклей, на которые можно пойти бесплатно, проводят мастер-классы с детскими театральными студиями, дают им какой-то новый импульс развития. Кстати, эти гастроли в семи сибирских городах с мастер-классами от лучших театральных педагогов стоили примерно чуть более двух десятков миллионов рублей – для большой компании это не великие деньги. А для талантливых ребят устраивались прослушивания, ведь у родителей часто нет лишних денег, чтобы экспериментировать с отправлением детей в Москву на поступление. Есть примеры, когда таких ребят зачисляли сразу на третий тур экзаменов, они поступали и становились артистами. Правда, они редко возвращались в этом качестве на малую родину, но это уже другая история.
Но вот проект закончился. А что дальше? Конечно, рецензии в местной прессе, цветной серпантин восторженных отзывов в соцсетях и благодарные комментарии: большое спасибо компании N, которая подняла всем настроение. Всего насчитали 150 положительных отзывов о ней как о социально ответственной компании. Если смотреть измеряемые KPI, то это, конечно, репутационная история, но сам фундамент хорошей репутации закладывается на века. Чем он крепче и надежнее, тем больше доверия между компанией и жителями города, где она присутствует, поэтому особую ценность имеют проекты долгосрочные, закладывающие традиции.
«Содержательная ниточка» от прошлого к будущему
У «Форума меценатов будущего» есть еще и третий трек – серия подкастов, которая называется «На стоящее дело». В каждом подкасте будет история какого-то культурного проекта в формате «было – стало» и про мецената, который все это поддерживал. Это попытка протянуть к нам «содержательную ниточку» от наследия меценатов прошлого, от всего, что они делали для городских учреждений культуры, для художников и для людей в целом. И заявить о том, что традиции меценатов живы, только они теперь изменились: ссужают средства уже не отдельные промышленники, а целый компании или фонды.
8 февраля на всех подкаст-платформах вышел первый эпизод подкаста, который посвящен книжной ярмарке КРЯКК. Дальше с двухнедельным интервалом будут выходить и другие выпуски: рассказ про фонд «Со-единение», который поддерживает инклюзивное искусство и участвовал в создании инклюзивных спектаклей с участием слепоглухих актеров (при участии фонда «Со-единение» и БФ Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» проводится форум-фестиваль инклюзивного театра «Особый взгляд. Регионы»), про Дом творчества «Переделкино», возрожденный Романом Абрамовичем, и про знаменитый «Выкса-фестиваль», любимое детище фонда «ОМК-Участие». Подкасты разработаны для широкой аудитории, чтобы слушатели знали, что при поддержке меценатов созданы не только ГМИИ им. Пушкина и Третьяковская галерея, но что и многие культурные проекты современности существуют благодаря поддержке частных средств. Многие ли, к примеру, слышали о том, что Дом творчества в Переделкине открыл литературную резиденцию для молодых писателей, которые там живут и пишут, вдохновляясь призрачным присутствием классиков? Там же проводились музыкальная и драматургическая резиденции, кипит насыщенная творческая жизнь, проходят книжные ярмарки, мини-фестивали, читки, клубные встречи. Восстановлено историческое здание, сейчас идет работа над вторым корпусом, где жили советские писатели. «Предприниматели озабочены только наживой» – это устаревший стереотип мышления, его давно пора изменить и поднять престиж меценатов в глазах общества и публики.
Но меценатами в основном являются крупные компании, такие как ОМК, «Северсталь», «Билайн», МТС, ВТБ, или организованные ими благотворительные фонды, такие как БФ Потанина, Тимченко и другие. Всего в Форум Доноров входят 68 организаций. Появляются ли среди меценатов представители малого или среднего бизнеса? Такие истории есть, конечно. Локальные небольшие фирмы в своих регионах тоже восстанавливают исторические здания или могут оплатить учебу тех же безденежных студентов. Хоть «меньшие братья» пока не имеют высокого уровня развития, их примеры тоже будут приводиться в подкастах. Что касается клубов и бенчмаркинг-сессии – вход туда открыт для любых компаний, помогающих культуре. Форум Доноров дает консультации тем, кто не является его членом. Более того, он заинтересован, чтобы они сидели рядом, на той же просветительской «скамейке».
Не хотелось бы бить в словесные литавры и ожидать скорого бурного инвестиционного потока в культурные проекты. Приходится признавать, что привлечь бизнес к меценатству сегодня очень сложно. Первоочередной задачей ставится элементарное сохранение самой компании и коллектива сотрудников. Да и не все компании мыслят стратегически в широком гуманитарном смысле.
Но жизнь даже при нынешних сложностях состоит не только из работы и получения зарплаты, – замечает Екатерина Светличная. – Ведь так просто от всего отказаться и откатиться на десятилетия назад, кивая на плохие времена. Они когда-нибудь пройдут. Эволюционный путь долгий и трудный, а вот скатиться в варварство можно молниеносно. В этом и смысл Клуба меценатов – сохранить у руководителей компаний понимание гуманитарных ценностей и ЦУР, чтобы они не откладывались на дальнюю полку.
Даже в самые черные времена людям необходимо дать шанс остаться людьми – читать хорошие книги, смотреть умные спектакли, иметь возможность «выйти в свет», напитаться нектаром впечатлений и эмоций. Важно, чтобы города окрашивались не только яркими осенними листьями, но и афишами концертов, флагами театральных и музыкальных фестивалей. Жизнь должна быть осмысленной и духовной, какие бы политические грозы ни разражались над планетой.
Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Источник: Журнал «Бизнес и общество»