Новости: Новости Форума

Форум Доноров провел бенчмарк-сессию «Культурное региональное событие: Секрет успеха»

31 января при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Еврейского музея и центра толерантности прошла встреча по обмену опытом представителей доноров, поддерживающих культурные фестивали и события в регионах. В центре внимания участников оказались конкурсы и проекты, благодаря которым происходит децентрализация культурной жизни, повышение качества жизни в регионах и удовлетворенности жителей местной культурной средой.

 

«Тема этой встречи крайне интересна для Центра толерантности Еврейского музея — ведущей российской организации по созданию и внедрению инновационных образовательных технологий в области межкультурной коммуникации, инклюзии, предотвращению буллинга, ксенофобии и экстремизма. Сегодня в активе Центра более 150 интерактивных программ, которые реализуются в 84 регионах Российской Федерации, ежегодно охватывая более 150 000 обучающихся. Партнерами данных программ выступают федеральные и региональные органы власти РФ в сфере образования, молодежной и региональной политики и культуры.

Какой проект в гуманитарной и культурной сфере можно считать успешным, каковы критерии данного успеха? Как обеспечить преемственность проектных практик и устойчивость их результатов по развитию региональных сообществ и территорий? Эти вопросы, несомненно волнуют и начинающих и опытных руководителей социальных и культурных проектов», — отметил в приветствии Станислав Усачев, руководитель международной программы Центра толерантности Еврейского музея, эксперт в области стратегического планирования и развития устойчивых моделей сотрудничества.

По словам Екатерины Светличной, модератора встречи, руководителя Клуба меценатов Форума Доноров, возможность участия в культурной жизни является неотъемлемой составляющей качества жизни вообще. «Любые усилия доноров, направленные на преодоление диспропорций между возможностями участия в культурной жизни в Москве и в регионах, достойны внимания и изучения. Но наибольший интерес представляют, конечно, те, которые учитывают имеющиеся потребности и ресурсы, разрабатываются с участием местного культурного сообщества и граждан, создают долгосрочные традиции, содействуют формированию устойчивой креативной среды, локальной культурной идентичности у местных жителей».

 

Первый такой проект — грантовый конкурс региональных театральных коллективов «Полюс». Золотой сезон» и финальный фестиваль «Территория», который проходит в одном из регионов присутствия (Магаданская и Иркутская области, Якутия, Красноярский край) компании «Полюс». С каждым регионом у компании есть соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, но в нем отражены преимущественно инфраструктурные аспекты развития (дороги, мосты, здания и т.п).

Перед командой была поставлена задача придумать новые партнерские форматы, продукты которых работали бы на повышение качества жизни населения, а также узнаваемости компании в регионе, и которые при этом были бы недофинансированы со стороны государства. Для отбора направлений были проведены фокус-группы с лидерами мнений и экспертами, а также анализ культурного ландшафта. Таким образом компания пришла к идее сделать грантовый конкурс для театров, который позволил бы им представить спектакли широкой публике, пройти компетентный отбор, расширить гастрольную деятельность, а также принять участие в образовательной программе, обмене лучшими практиками с коллегами. И уже после успешного старта компания обратилась к федеральным партнерам, театральным фестивалям с предложением о включении в состав их участников победителей конкурса «Полюс. Золотой сезон». Несколько театральных коллективов из малых городов, благодаря продвижению и поддержке в рамках конкурса и фестиваля, в дальнейшем стали обладателями одной из самых престижных наград — премии «Золотая маска».

Об одном из локальных кейсов рассказала Виктория Васильева: «Иркутск очень консервативный, — есть три театра-столпа, конкурировать с которыми любому новому театру очень непросто. Несколько лет труппа театра «Новая Драма» играла в фойе под лестницей местного дома культуры. Два года участия в конкурсе позволили команде вырасти, стать заметной для меценатов, в результате чего театр в 2021 году получил собственное здание».

Отдельное внимание уделили консерватизму публики и театральных критиков. Компания не только периодически развивает театральный вкус жителей своих регионов через новые спектакли на ежегодных фестивалях, но и закрепляет эту работу через «маленькие инъекции нестандартных форм».

Долгосрочность и стратегия возможного выхода/завершения проекта — залог устойчивого развития инициативы. «Важно понимать, почему важен для компании, насколько далеко вы готовы с ним зайти, какого долгосрочного эффекта хотите добиться и что планируете делать с проектом потом», — в зависимости от ответов на эти вопросы можно формировать план развития и определять возможных партнеров и источники финансирования. «Когда мы начинали проект, нам было важно, чтобы в огромных пространствах, на которых расположены активы компании, создать что-то, что ассоциировалось бы у жителей с компанией», — поделилась Виктория. Но также важно, что за время участия в программе продюсеры и режиссеры театров-участников научились делать презентации, привлекать средства из других источников, отбирать новый драматургический материал для постановок, экспериментировать с новыми форматами и др.

Эффективность проекта для компании, значимость для местных жителей и театральных специалистов команда определяет через количество зрителей и мероприятий, отзывы и публикации.

Презентация: https://www.donorsforum.ru/wp-content/uploads/2023/01/Polyus-Zolotoĭ-sezon.pdf 

 

 

Второй пример — фестиваль городской культуры «Выкса.Фест», проводимый Фондом «ОМК-участие» и Объединенной металлургической компанией.

Выкса.Фест ранее назывался «Арт-оврагом», но пару лет назад организаторы решили сосредоточить усилия и внимание на самом городе.

Команде необходимо было преодолеть диссонанс между серым городом (высокий уровень детской преступности, ограниченные возможности для досуга) и супер-технологичным заводом Выксунского металлургического завода, поэтому первые фестивали были направлены на молодежную аудиторию.

Среди результатов и новых проектов, запущенных благодаря работе Выкса-Феста — арт-резиденция «Волна» (ок. 12 художников в год), общественное пространство ExLibris, индустриальный стрит-арт парк (крупные муралы на стенах работающего предприятия и центр промтуризма).

Залог переизобретения фестиваля — обновление кураторов каждые три года. Стрит-арт-художники, архитекторы, урбанисты — с каждым годом вовлечение жителей в формирование программы фестиваля происходит все более активным: от зрителей к полноценным партнерам.

Первые фестивали были восприняты не всеми жителями однозначно: фонд сталкивался и с идейным вандализмом, демонстрирующим неприятие нового искусства. «Когда на заводе появляется огромный мурал в стиле кубизма, — такую культурную интервенцию невозможно не объяснить, поэтому мы обязательно теперь проводим лекции, экскурсии, поясняющие контекст и культурную ценность новых арт-объектов», — рассказывает Юлия Мишина.

Фестиваль имеет несколько принципов:

  • никаких гастролей: все можно увидеть и попробовать только в Выксе, все внешние участники изучают местный контекст
  • сохранение местных традиций (мозаичные мастерские, местный хор и др.)
  • повседневная жизнь города и его история — основа программирования (конкурс дворов, экскурсии жителей «по домам и дворам», концерт с участием городского хора, перформанс на городском рынке)
  • развитие предпринимательства, развитие туристической привлекательности Выксы (фирменный стиль к последнему фестивалю был разработан местным агентством, в рамках уик-энда проходит «Привоз» — ярмарка стрит-фуда и товаров местных мастеров и производителей)

Результативность организаторы измеряют уже несколько лет. «Какой фестиваль мы будем считать успешным?» Ответ эволюционировал с годами, а оценка воздействия на жителей и местное сообщество измеряется профессиональным исследовательским агентством на протяжении нескольких лет. Так, благодаря фестивалю жители стали отмечать растущее число карьерных направлений для детей, которые видят свое будущее в творческих профессиях.

Кроме того, город выиграл несколько федеральных заявок на проектное финансирование от министерств, — в первых строках презентационных предложений были обозначены активности Выкса.Фест, которые будут проходить на разрабатываемых пространствах.

В 2023 году «Выкса-фестиваль» пройдет с 23 июня по 2 июля. Его арт-директором стала художник и куратор Катя Бочавар. В планах на лето – кино- и театральные лаборатории, инклюзивные мастерские, собственные медиа, разнообразные паблик-арт и образовательные проекты. Программу и участников фестиваля объявят в начале весны.

Презентация: https://www.donorsforum.ru/wp-content/uploads/2023/01/Vyksa.Festival.pdf

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.