«Тема HR актуальна всегда, но за последние годы она стала как никогда заметной. Мы осознали, что сообществу — и компаниям, и НКО — необходим формат общения, в котором можно было бы обсуждать процессы сохранения человеческого капитала. И этой встречей мы хотим начать цикл таких практических обсуждений», — отметила Александра Болдырева («Форум Доноров»), открывая встречу.
Эксперты Департамента управленческого консультирования ДРТ — директор Екатерина Портман и менеджеры Елизавета Муравьёва и Анна Коренская — поделились взглядом на основные тренды и задачи HR-сферы.
Тренд № 1: планирование действий в случаях форс-мажора (What if)
Происходит большая «переупаковка»: представители бизнеса определяют, какие процессы и продукты станут новыми драйверами. HR-стратегия должна основываться на бизнес-стратегии, поэтому мы рекомендуем убедиться, что вы говорите с представителями бизнеса на одном языке и понимаете их потребности. Возьмите под контроль организационное проектирование — проанализируйте, соответствует ли приоритетам бизнеса операционная модель самой функции HR.
Тренд № 2: комплектование штата
В ближайшее время ожидается демографическое проседание: мы столкнемся с нехваткой сотрудников. Что стоит сделать уже сейчас:
- Сконцентрироваться на внутреннем рынке кандидатов: так вы будете экономить на найме и адаптации сотрудников (онбординге).
- Обратить внимание на новые альтернативные целевые аудитории — например, на людей с инвалидностью и тех, кто находится в отпуске по уходу за ребенком.
- Подумать о программе трудоустройства увольняемых специалистов (аутплейсмента) и поддержке сотрудников в случае сокращений.
- Развивать технологии и сервисы удаленного взаимодействия и самообслуживания для кандидатов.
- Выявлять ключевых сотрудников, формировать кадровый резерв.
- Развивать программы мобильности, внутренние и внешние маркетплейсы.
Тренд № 3: раскрытие потенциала сотрудников
Мы наблюдаем растущий разрыв между потребностями рынка и компетенциями выпускников ВУЗов. Поэтому для многих компаний ключевым вызовом является переобучение персонала — развитие дополнительных компетенций. Сложности добавляет отключение от зарубежных программ и баз знаний.
Что делать:
- Не пытайтесь обучить всех и всему — определите топ-3 компетенции, которые важно развить.
- Внедряйте программы по перепрофилированию, чтобы на выходе ваш сотрудник имел достаточно навыков для горизонтального движения внутри компании.
- Оцените, отвечает ли программа обучения целям бизнеса. Если нет, то ее надо пересмотреть — своими силами или при помощи внешних поставщиков.
- Развивайте лидерские навыки и навыки управления изменениями у руководителей.
- Развивайте локальную базу данных.
- Организуйте профессиональные сообщества.
- Развивайте отношения с учебными заведениями, оказывайте влияние на учебный контент и повестку.
Тренд № 4: продуктовая модель HR
Сначала HR-функция была поддерживающей, потом сервисной, теперь становится продуктовой. HR-специалист должен предлагать сотруднику продукты и помогать формировать положительный опыт их использования. Именно поэтому главная задача этого тренда — изменение образа мышления с сервисного и процессного на продуктовый.
Что делать:
- Слушайте сотрудников, собирайте обратную связь.
- Думайте не о процессе, а о конечном пользователе.
- Вовлекайте пользователей в проектирование HR-продуктов, используя методы дизайн-мышления, MVP.
- Сегментируйте персонал, сконцентрируйтесь на потребностях каждого сегмента.
Тренд № 5: wellbeing-программы
Долгоиграющий тренд заботы о сотрудниках сейчас в условиях нестабильности и стресса только усилился. Важно убедиться, что вы инвестируете средства именно в те элементы программ благополучия, которые: а) востребованы, б) будут конвертированы в лояльность и более высокую эффективность деятельности сотрудников.
Что делать:
- Проведите аудит корпоративных методов взаимодействия. Определитесь с каналами, по которым вы транслируете информацию о wellbeing-программе разным категориям сотрудников.
- Проведите аудит wellbeing-программ с точки зрения пользовательского опыта.
- Развивайте навыки коммуникаций и обратной связи у руководителей.
- Не ограничивайте себя сразу при планировании программы — спросите у сотрудников, чего они хотели бы.
Тренд № 6: оптимизация и автоматизация процессов на базе российских технологий
Компании уже давно работают над автоматизацией рутинных процессов. Это необходимо для высвобождения креативного ресурсов HR, которые смогут уделять больше внимания сратегии. И без того неравномерное движение к полной автоматизации осложнилось необходимостью перехода с одних ИТ решений на другие.
Что делать:
- Провести аудит HR-процессов и оценить их потенциал к автоматизации.
- Определиться с необходимым и достаточным объемом данных, который нужно хранить и обрабатывать.
- Подключите свое ИТ-подразделение к подбору оптимальных альтернатив зарубежному программному обеспечению.
- Учитывайте голос «внутреннего клиента» при оценке функционала альтернативных ИТ-решений, собирайте фокус-группы из специалистов разных уровней.
- Сконцентрируйтесь на сервисах самообслуживания.
О практиках HR-поддержки рассказали и представители фондов. С начала СВО в «Детских деревнях SOS» ввели недельный оплачиваемый отпуск для работников, члены семей которых участвовали в СВО. В ответ на запрос благотворительного фонда «Линия жизни» эксперты ДРТ предложили ознакомиться с опытом «ВкусВилла» («песочница», выделение руководителям магазинов зоны свободного принятия решений при выборе маркетинговой стратегии), а также рассмотреть инструмент «knowledge sharing breakfast» («lunch and learn») — обсуждение новых тем с участием экспертов за совместным приемом пищи. Однако важно, чтобы продолжительность обучающих мероприятий не выходила за рамки физической способности участников воспринимать информацию (ДРТ рекомендует уходить от формата полуторачасовых дискуссий и проводить более частые короткие встречи).
В завершение встречи Александра Болдырева пригласила участников присылать предложения для дальнейшего развития темы в рамках ежегодной конференции «Форума Доноров», которая проходит 4–5 октября.
Ссылка на видеозапись: https://youtu.be/50YD6USKkrA