Проекты

ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность

Медиапроект

Человек и фотоаппарат

Дидик

О том, что нужно обязательно знать, приступая к фотографированию, рассказывает член жюри конкурса Форума Доноров «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность» фотограф Евгений Дидик.

Итак, начнем с простого — с ЖЕЛАНИЯ. Фотографировать модно, престижно и кажется уже, что ты мастер. Общественность рассматривает твои работы, ты их показываешь друзьям, публикуешь в соцсетях и ждешь многочисленные лайки. Но часто все заканчивается разочарованием. Очередь за восхищением имеет слишком длинный хвост. Но, как ни удивительно, профессиональный фотограф обществом еще востребован. В силе остаются и его секреты, которые помогают ему делать свою работу.

Фото: Евгений Дидик

Фото: Евгений Дидик


Секреты редко связаны с камерой – они всегда открыты для тех, кто не ленится читать техпаспорт. Зачастую фотографии не получаются вовсе не потому, что аппарат плохой, а от того, что «костюмчик» не сидит. Фотоаппарат – это сложная электромеханическая конструкция и если не знать ее особенности, то потенциал ее вы будете использовать максимум процентов на 70. Хороший фотограф делает правильный снимок сразу и не тратит время на его обработку. Если он, конечно, не фотохудожник-концептуалист.

Прежде чем выйти на фотоохоту, задайтесь вопросом об особенностях диафрагмы, построении композиции и чувствительности аппарата, ручных и автоматических настройках… (вы же прочитали техпаспорт?) Готовы? Ну, что же, берите фотоаппарат. Я был одним из экспертов в жюри национального фотоконкурса «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность» и знаю, что в целом подводит не техника, а подготовка к съемке. Не стесняйтесь смотреть чужие работы и задавать вопросы и фотографируйте, фотографируйте, фотографируйте. Все приходит с опытом. Подтверждайте свои амбиции фотографа, формируйте личный вкус и ощущения в фотоработах. И помните – сила не в размере объектива и крутости фотоаппарата, а в голове фотографа.

Фото: Евгений Дидик

Поделюсь наблюдениями из личного опыта, скорее всего они вам тоже пригодятся:

  1. Прежде чем приступить к съемке, ознакомьтесь с объектом и событием, где вы будете работать. Познакомьтесь с организаторами, поинтересуйтесь сценарием или планом проведения мероприятия. Поверьте, это никогда не бывает лишним.
  2. Обозначьте для себя предварительные точки для съемки. Где лучше поставить камеру? В какой момент на площадке будет происходить самое интересное? Что заснять необходимо в любом случае? Где будут находиться интересные вам люди? Эти и другие вопросы сами подскажут время и место для лучшего кадра. Определитесь с перемещением во время мероприятия.
  3. Если есть искусственный свет на мероприятии, то идите к персоналу и задайте вопросы светотехнику, посоветуйтесь о приемлемой для вас и организаторов мероприятия цветовой гамме. Помните: при обилии некачественной светодиодной техники красные и синие заливки напрочь убивают фотографию. И что-то мне подсказывает, что это знание может пригодиться не только фотографам.
  4. Посоветуйтесь с организаторами о наиболее важных моментах мероприятия. Очень запросто может оказаться, что без помощи вы не определите звездные моменты. Часто они таковыми вовсе не выглядят.
  5. Фото: Евгений Дидик
  6. Если в день съемок задуманы торжественные моменты (награждение, вручение почетных грамот и т.д. и т.п.), то попросите тех, кто проводит церемонию не забывать о присутствующем в зале фотографе (развернуть награждающих в сторону зала, дать сделать стоп-кадр минуты славы).
  7. Преодолевайте страхи фотолюбителя – если получилось, что кадр недоэкспонирован, то это не ужас-ужас: темный кадр легче выправить и сохранить, чем засвеченный.
  8. Если вы очутились на линии между зрителями и событиями (сценой), то не задерживайтесь на ней. Ваша спина, как бы вы ее не любили, это помеха для присутствующих. Сделали снимок и уйдите.
  9. Чтобы не мешать зрителям, старайтесь использовать длиннофокусную оптику, что позволит сделать качественные снимки и при этом не мешать участникам мероприятия. К фотографу быстро привыкают, но плохо, когда центром события становится он сам.
  10. Фото: Евгений Дидик
  11. Так как фотоаппарат с длиннофокусным объективом имеет немалый вес (особенно это чувствуется через час работы), рекомендую пользоваться моноподом, что даст хорошую разгрузку для спины и рук. Берегите себя.
  12. Одежда фотографа должна позволять ему комфортно передвигаться в разных плоскостях съемок (лежа, с колена, стоя). Из опыта: некоторые организаторы требуют от фотографа соблюдения дресс-кода и этим самым проигрывают в качестве, так как костюм ограничивает мобильность съемок. Но чистоту и опрятность одежды никто не отменял и как бонус к образу – свежесть дыхания.
  13. Фотограф должен уметь говорить с окружающими, подтверждать своей работой, что сегодня здесь и сейчас находятся самые красивые люди на свете. И не забываем про улыбку – это обязательная часть образа. Люди чаще всего улыбаются в ответ.
  14. Если мероприятие довольно однообразное, а в нашем деле такое случается, то можно переключиться на лица людей. Здесь уже можно поэкспериментировать с настройками фотоаппарата.
  15. Фото: Евгений Дидик
  16. Когда фотографируем событие, не забываем, что снимки должны быть не просто событийными (общий план), но и более конкретными – средний план, крупный план. Не забываем про фото интерьера, декораций и особенностей украшений (цветы, баннеры, символика, сувенирка).
  17. На мероприятии не увлекайтесь съемкой фиксами (объективами с фиксированным фокусным расстоянием), так потеряете в скорости и моменте.
  18. Если есть возможность работать без вспышки (благо чувствительность современных фотоаппаратах дает такую возможность), работайте без нее. При работе со вспышкой понимайте принцип ее работы и изучите ручную настройку (сэкономите на импульсах и увеличите время работы от одного комплекта батарей). Очень много фотоснимков было испорчено этими «взрывами» света.
  19. Помните, что съемка — занятие не только горизонтальное, но и вертикальное. Меняйте точку съемки по высоте. Присаживайтесь, вставайте на возвышения – тем самым сделайте серию снимков более разнообразными и интересными.
  20. Фото: Евгений Дидик

    В конце концов важно помнить, что событие создают не для фотографа, фотографа приглашают на него. Лучшая характеристика после съемок такая, когда организаторы отмечают, что фотограф был не заметен. Но зато заметными должны стать сделанные им снимки. В любом случае, все наши сложности забываются, когда видим результат – гордость людей за свое дело, желание помочь другим. Идите по этому пути и обязательно участвуйте в фотоконкурсе Форума Доноров «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность».

Проект «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность. 2.0» реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

Статья размещена на странице партнера

Как сделать снимок и не нарушить права человека

Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров — о том, какие правила нужно соблюдать, публикуя фотографии людей.

Мы все любим делать фотографии – это часть жизни современного человека. И это наше личное дело, пока их героями является собственная семья, а местом размещения – свой смартфон. Но как только мы вставляем понравившийся нам снимок в свою публикацию, отчет или отправляем на фотоконкурс – все меняется. Фотография обретает особый статус, который требует от автора соответствующего оформления.

С правом на изображения все сложно, потому что тут мы имеем дело с различными сферами законодательного регулирования. Вы нажимаете кнопку и становитесь автором снимка и имеете на него права. Но не полные – ограниченные волей героев снимка. Они могут как согласиться стать «моделью», так и отказаться. С 2006 года ваши взаимоотношения еще регулируются и Законом о персональных данных, что логично, ибо по фотографии можно установить личность. И в Трудовом кодексе есть ограничения, запрещающие использовать данные работника без его разрешения. Фотографии, безусловно, связаны с охраной и защитой чести, достоинства, деловой репутации, частной жизни гражданина, так как могут быть использованы ему во вред. Отсюда простой и однозначный вывод: просите разрешение на публикацию.

Разрешение необходимо получить у персоны, которую вы сфотографировали. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего его супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей.

В фотоконкурсе Форума Доноров «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность» часто фотографируют детей. И это очевидно – ведь часто именно им помогают фи­лан­тропы. Так вот, важно знать, что для публикации фотографий детей тоже необходимо согласие и получать его нужно у законных представителей ребенка – родителей, опекунов или органов опеки и попечительства. И даже в ситуации, когда снимок используют для сбора средств на лечение, необходимо согласие законных представителей, причем в письменной форме.

Надо понимать, что тут мы не сталкиваемся с каким-то чрезмерным запретом. Это практика основана не только на российских законах, но и соответствует положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод и позиции Европейского суда по правам человека. Защита действует в отношении имени человека, его физической и психологической неприкосновенности, распространяется также на изображение лица и внешний вид в целом. Обязанность получать разрешение возложена на журналистов Законом «О средствах массовой информации», исключений даже для газет и журналов.

Теперь важно понять, как фиксировать согласие на использование изображения. Сразу скажем – тут форма в целом не регламентируется. Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что такое соглашение является сделкой, а, следовательно, правилами сделок и регулируется. То есть разрешение можно получить как письменно, так и устно, если иное не установлено законом, как, например, при использовании изображения на агитационных материалах во время выборов – там только письменно.

Что еще важно знать – человек может установить ограничения на время демонстрации изображения, регион распространения, качество снимка, способов его обработки и цели публикации. Именно поэтому внимательно читайте условия конкурсов. Так, в фотоконкурсе «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность» четко прописано, какие снимки принимаются конкурсным жюри, и где они будут распространяться.

Надо понимать и то, что ранее данное согласие гражданина на использование его изображения может быть отозвано в любое время. Однако не все так просто. Снимок можно отозвать, но лицо, которое обладало правом на использование изображения, может потребовать возмещения причиненных ему убытков.

Часто снимки публикуются в интернете и надо иметь в виду, что и там их использование регламентируется. Начнем с того, что если герой снимка сам выложил его в Сеть, то это вовсе не означает, что его фотографию можно использовать без его согласия. Однако, если такая возможность предусмотрена правилами сайта, то возразить уже будет нельзя. А у многих социальных сетей такое право установлено. Так что внимательно читайте соглашение при регистрации на сайте.

К тому же надо знать, что если изображенные на коллективном снимке граждане очевидно выразили свое согласие на фотосъемку и при этом не запретили его обнародование, то один из этих граждан вправе публиковать снимок без согласия других лиц. Но только в случае, если изображение не содержит информацию об их частной жизни. То есть семейный снимок вы вряд ли объявите общественным достоянием.

Согласие не требуется на обнародование изображения публичной фигуры, то есть чиновников, известных людей из сферы политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области, если интерес к ним общественно значим. Но все меняется, как только интерес признается обывательским, или изображение станет предметом извлечения прибыли.

Если вы снимаете в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), то получать разрешение не надо. За исключением случая, когда изображение конкретной персоны является основным. Сняли человека крупным планом и при этом фон размыт, никакие другие лица или объекты на фотографии не присутствуют – просите разрешение. Кстати, при обнародовании снимков всегда указывайте, на каком мероприятии они сделаны, это поможет отстоять свое право на публикацию. Не нужно получать разрешение, когда человек позировал за плату, но важно при этом иметь подтверждение того, что он ее получил с обязательным указанием услуги.

Стоит помнить, что в случае нарушения прав на обнародование снимков, у вас могут изъять из оборота и уничтожить без всякой компенсации носитель публикации. То есть ваша книжка, отчет, плакаты и календари уйдут под нож.

Более того, от вас могут потребовать возмещения морального вреда (от одной до нескольких десятков тысяч рублей). Но в таких делах часто не столь значим вред материальный, сколько репутационный. А предотвратить его можно простыми средствами.

Начнем с самого важного – справки Ассоциации «Юристы за гражданское общество» «Правовое регулирование и практические аспекты охраны изображения гражданина и фотографии как объекта авторских прав», подготовленной в рамках Школы визуальных коммуникаций. Автор: Ирина Кузнецова.

***

Проект «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность. 2.0» реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

Статья размещена на странице партнера

Правовое регулирование и практические аспекты охраны изображения гражданина и фотографии как объекта авторских прав

Изображение гражданина находится на стыке различных сфер права, поэтому важно учитывать их требования. Право на охрану изображения гражданина тесно переплетается с нормами авторского права, так как, с одной стороны, у автора фотографии, видеозаписи или произведения изобразительного искусства возникают авторские права на указанные произведения, а с другой – они ограничены волей изображенного в них лица. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» изображение работника относится к биометрическим персональным данным, поскольку оно содержит сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (ч. 1 ст. 11). В области трудовых отношений использование персональных данных подробно регулируется Гл. 14 ТК РФ.

Справка подготовлена Ириной Кузнецовой, юристом Ассоциации «Юристы за гражданское общество»

Как написать текст к фотографии

Игорь Цыкунов

Игорь Цыкунов, руководитель направления спецпроектов Форума Доноров — о том, как находить правильные слова для подписей к фотографиям.

Самый талантливый, на мой взгляд, редактор сформулировал секрет своей профессиональной успешности: «Ненавижу слова». Именно так, не иначе. Что-то мне подсказывает, что многие коллеги с ним согласятся. Только надо дать пояснение непосвященным: «лишние слова». Как недавно оказалось, подписи к фотографии сейчас самый массовый жанр. Есть много других, но если быть честным, то из всех текстов современный читатель выбирает иллюстрации и текст их комментирующий. Всё.

Мы уже шесть лет проводим фотоконкурс «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность». С каждым годом в Форум Доноров приходит всё больше фотографий, а выставка победителей захватывает городские публичные пространства, парки, вокзалы, международные конференции и даже добралась до Давоса. Отмечаем, что уровень фотографий растёт, но текст, похоже, кажется участникам второстепенным элементом.

Между тем, именно текст делает снимок: 200-400 знаков и малопонятная постороннему сцена «взрывается», обретает реальность, будоражит чувства, подсказывает смысл. Сразу скажу, что написать с таким эффектом совсем не просто. Профессионалы знают, что чем короче текст, тем сложнее его создать. Но всё будет проще, если соблюдать правила.

1. Знать цель текста: что он должен изменить

Перед тем, как писать – важно знать какую реакцию должна выполнить подпись. Что должен подумать или сделать человек, какие эмоции он испытает, какое решение примет? Держать в голове все время эту цель и оставлять в тексте только то, что ведёт к ней.

2. Знать задачи текста: информировать, убедить, развлечь, подвигнуть к действию

Есть всего четыре задачи, которые выполняет текст. Он либо информирует о событии, либо убеждает сменить точку зрения, либо удивляет и развлекает, либо заставляет действовать. И это разные задачи – невозможно добиться всех сразу. Сосредоточьтесь на чём-то одном.

3. Понимать аудиторию: кому предназначен текст

Дейл Карнеги стал известен своей фразой: «Я люблю клубнику со сливками, но когда иду ловить рыбу, беру с собой червей». Понимайте, к какой аудитории вы обращаетесь. И в зависимости от этого выбирайте слова, фразы, определения. В идеале – представляйте людей, когда пишите. Думайте даже о шрифте: пожилым людям сложно читать мелкие тексты.

4. Знать контекст: где будет размещен текст?

Текст со снимком в брошюре будет сильно проигрывать, если его разместят на билборде. В зависимости от носителя текст меняется в объеме и экспрессии. Чем больше пространства – тем текст меньше и эмоциональней. Плакат уже призывает, он не может полноценно информировать.

5. Выбрать жанр: репортаж, портрет, интервью, новость

Подпись под снимком имеет свой микрожанр и может быть оформлена как рассказ о событии (репортаж), описание человека (портрет), его мысли о важном (интервью), краткая информация (новость). Жанр должен быть один, из его рамок не стоит выпадать.

6. Выбрать стиль: научный, деловой, художественный, публицистический

Стиль зависит от аудитории. Но в благо­твори­тель­ности лучше обращаться к читателю живым языком. Напишите сначала текст как письмо к другу, а потом отрежьте обращение к нему. Вы же не общаетесь с ним слишком официально или выспренно? От канцеляризмов есть таблетка: glvrd.ru.

7. Выбрать тон: сухой, романтичный, трагичный, оптимистичный, отстраненный

Любой текст имеет тональность, а она зависит от цели, задачи, аудитории и эмоций, которые вы пожелаете вызвать у читателя. Обязательно читайте готовый текст в слух. Так помимо ошибок вы найдете и «передержки» в тональности.

8. Определить структуру текста: сюжет, вовлечение, композиция

Даже самый короткий текст может иметь свой сюжет: завязку, кульминацию, развязку. Он же может строиться по структуре: внимание, интерес, желание, действие, удовлетворение. Дайте ему композицию: закольцуйте начало и конец, задайте вопрос и ответьте на него или пишите загадку, ключом к которой служит фотоснимок.

9. Сесть и написать текст!

Мой совет – садитесь за дело, когда у вас хорошее настроение и творческое состояние. В погоне за ними – послушайте правильную музыку, прочтите хорошую книжку, желательно классиков. Читабельность текста можно проверить на ресурсе: Readability.io.

10. Отредактируйте текст

С этим всё просто – удалите всё лишнее: абзац, предложение, слово, звук. Сократите и упростите аббревиатуры, добивайтесь полного минимализма – чем короче, тем лучше. Избегайте писать тексты длиннее 4 500 знаков (как в этой колонке) и приходите учиться в Школу визуальных коммуникаций нашего проекта.

Материал является частью Школы визуальных коммуникаций проекта «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность. 2.0», победителя Конкурса субсидий для СО НКО, проводимого Комитетом общественных связей города Москвы.

Статья размещена на странице партнера

Как снимать вдохновляющие фотоистории?
 Александр Алексеев, главный креативный директор MediaArts, генеральный директор агентства BE.MA., президент клуба арт-директоров России ADCR

Александр Алексеев, главный креативный директор MediaArts, генеральный директор агентства BE.MA., президент клуба арт-директоров России ADCR

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, художник-график, президент Клуба арт-директоров России (ADCR) Александр Алексеев поделился идеями о том, как делать «цепляющие» фотографии.

Самый эффективный способ заразить своей идеей — поделиться ей

Используйте все эффективные инструменты коммуникации между людьми, которые сегодня упрощены и заострены новыми технологиями. Увидьте перед собой вашего зрителя, из которого вы быстрее сможете сделать вашего горячего последователя. Типичная ошибка: обращаться ко всем. Все состоят из индивидуальностей, каждая из которых по-разному настроена к вашему посланию. Зрители думают: раз обращаются ко всем, значит, не ко мне. Найдите болевые точки у собеседника, донесите до него ваше послание.

Одно послание — одно сфокусированное сообщение

Что вы хотите от вашей аудитории? Типичная ошибка: сразу требовать многого — заметить ваше сообщение, понять и принять его, поступить так, как вы ожидаете (зарегистрироваться и внести пожертвование, например). Как и в ухаживании, нужно последовательное подогревание интереса к вашему предложению. Рекомендация: сформулировать последовательность сообщений в каждом из этапов вашей коммуникации, постепенно подогревая аудиторию, превращая холодных прохожих в горячих последователей.

Одно сообщение, одно образное решение

Изображение воспринимается быстрее чем текст, если изобразительный образ связывает воедино множество ассоциаций, направляя их на осознание вашего сообщения. Типичная ошибка: констатация факта вместо образа. Констатация факта не выделит вас в переполненном инфопространстве вашего адресата.

Все, что вам нужно — это превью

В самом малом формате вы должны добиться максимальной выразительности. Для создания впечатления требуется две секунды, за это время вы должны сделать из человека зрителя. Типичная ошибка: малоконтрастное, обесцвеченное и перегруженное деталями изображение. Рекомендации: соблюдайте законы восприятия. Быстрее воспринимается крупномасштабное и контрастное изображение. Дисбалансированная композиция привлекает внимание так же, как хорошо уравновешенная.

Заголовок вам в помощь

Вы можете пояснить изображение, побудить ответную реакцию и призвать к действию. Типичные ошибки: многословие и стремление пересказать изображение. По счастью, многие интернет-ресурсы ставят ограничение на количестве знаков. Человек незаинтересованный не будет вчитываться в ваш заголовок, поэтому краткость, глагольная форма обращения и открытый вопрос работают эффективнее других.

В результате вы можете создать емкое и компактное сообщение, которое сможет претендовать на перерождение в мем.

Всероссийский конкурс «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность 2.0» собирает работы некоммерческих организаций (работы принимаются до 15 июля 2018 года). Данный материал — часть проекта Школы визуальных коммуникаций. Проект знакомит представителей НКО с известными фотографами, главными редакторами, дизайнерами и психологами.

Александр Алексеев, главный креативный директор MediaArts, генеральный директор агентства BE.MA., президент клуба арт-директоров России ADCR

Статья размещена на странице партнера.

Три правила осмысленной фотографии
Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Фотография вовсе не копия действительности — она может менять мир. Обычный снимок меняет мир почти незаметно, а талантливый — радикально. Это взгляд из реальности другого человека, буквально иная точка зрения. И вот ты уже замираешь, пойманный фотовзглядом, несколько секунд: удивление, восторг, ужас, отвращение, сочувствие. Иногда только этого достаточно, чтобы изменить свое отношение к чему-либо. Просто магия светотени.

Форум Доноров проводит фотоконкурс «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность» без малого шесть лет. В конце 2017 года проект стал победителем конкурса субсидий для поддержки СО НКО Комитета общественных связей г. Москвы, что позволило значительно расширить форматы и выйти на новый уровень — «ОБЪЕКТИВную благо­твори­тель­ность 2.0».

К конкурсу с каждым годом растет интерес. Все больше участников и партнеров, и если раньше снимки выставлялись на щитах сада «Эрмитаж» и в холлах ежегодной конференции Форума Доноров, то сейчас они появляются на билбордах в центре Москвы, на площадках Санкт-Петербурга, Анадыря, Норильска, Новосибирска, Южно-Сахалинска. Конкурсные фотографии выставлялись на Российском инвестиционном форуме в Сочи и на Всемирном экономическом форуме в Давосе, благодаря участию фонда «Росконгесс». И везде встречались с интересом. Потому что велика сила фотографии, ей не нужны переводчики.

Основная задача конкурса «ОБЪЕКТИВНАЯ благо­твори­тель­ность» — научить благо­твори­тель­ные организации навыкам самопрезентации. И если когда-то это казалась чем-то не очень обязательным, вишенкой на торте, то сейчас ясно, что хорошо снимать свою работу и продвигать снимки — суровая рабочая необходимость. Именно поэтому в феврале мы в рамках проекта открыли Школу визуальных коммуникаций. Пригласили провести мастер-классы и консультации известных фотографов, дизайнеров, журналистов, психологов. Планируем публиковать материалы по теме в колонках Агентства социальной информации, партнера конкурса.

И первая наша тема — рождения кадра, ведь хороший снимок появляется не случайно. Многое зависит от подготовки. Если же подходить бездумно, то увидишь ряды протокольных фотографий. Это когда получаются постановочные снимки с застывшими и напряженными лицами, невнятными сценами, случайными предметами. Тот самый случай, когда фотография искажает реальность. Потому что за минуту до этого и после все разговаривали, играли, смеялись — жили. А тут вдруг мертвящая официозность. Правда — это когда показана суть и не одна деталь не лишняя. И вот тут нужно учитывать правила «живой» съемки.

Правило первое: снимать всегда.

Нет событий, которые мы не фотографируем. Вы же знаете, одна фотография заменяет тысячу слов, будит эмоции и завоевывает мгновенно. В прошлом веке эксперты по коммуникациям озаботились коварным вопросом: если во дворе упало дерево и его не засняли — оно действительно упало или нет? В XXI веке эта дилемма разрешена однозначно: если падающее дерево не засняли, то оно не падало! Мы получаем 80% информации с помощью зрения и живем в мире, где реальностью являются коммуникации: картинка и текст.
Да, все, что мы видим рядом, имеет форму, вкус, цвет и запах. Остальной мир для нас всего лишь картинка на экране телевизора, компьютера или смартфона. Картинка и текст сплетаются в известный нам мир. Снимать надо всегда, тем более что камера сейчас доступна — просто достать из кармана или сумки телефон. Вы создаете поток, а поток позволяет вычленить самое существенное.

Правило второе: снимать осмысленно.

Все пособия по коммуникациям опираются на формулу, разработанную политологом Гарольдом Лассуэллом: кто? (коммуникатор); что говорит? (сообщение); по какому каналу? (средство); кому? (получатель); с каким эффектом? (эффект воздействия). То есть в переводе на нашу ситуацию: кто снимает, что снимает, как знакомит со снимком, кого знакомит и с каким эффектом.

Снимать может сам благотворитель, опекаемый, случайный попутчик. И каждый раз это будут разные фотографии. Снимок ребенком взрослого со своего роста заставляет задуматься, что он видит все буквально с другой точки зрения. Фоторепортаж, сделанный смертельно больным человеком, показывает нам привычное, но в ином смысловом диапазоне. Случайный человек «схватывает» отношения помогающих с опекаемым, и мы наглядно представляем, что такое благо­твори­тель­ность со всеми эмоциями и позициями участников — красноречиво. И все это позволяет яснее и точнее отобразить событие. Три точки зрения создают смысловой объем.

Основа осмысленного снимка — понимание связки: что и кому мы желаем сказать. Этот снимок предназначен для прохожего, чтобы «захватить» его и «поймать», сделать сочувствующим и волонтером? Он нацелен на донора, оплатившего операцию или акцию? Он делается для благополучателей или членов команды как отпечаток мотивирующего воспоминания? Все эти вопросы надо себе задать, прежде чем в первый раз щелкнет затвор. Ответ повлияет на время и место съемки, выбор снимающихся и объектов, динамическую или статическую позицию и многое другое. Любой снимок, выражающий идею, удачный. Если, конечно, вы именно эту идею хотели выразить.

Правило третье: знать задачу.

В идеале у каждой фотографии должна быть своя задача. В теории коммуникаций их всего четыре: информировать, развлекать, убеждать и побуждать к действию. И все это разные в исполнении задачи.

Если важно проинформировать зрителя, то хороша фактологичность и четкая «читаемость» кадров. Скажем, информируем экологов о новой общественной акции — показываем снимки с широким общим планом, чтобы видна была численность и оснащенность участников. Дополняем кадрами, где заметны этапы акции: разметка территории, сбор мусора и его утилизация, а в конце результат — чистая опушка леса или берега реки.

Снимки могут убеждать, конечно же. Достаточно сфотографировать крупным планом человека, не спобного забраться на якобы удобный пандус и не надо говорить, что есть проблема — это очевидно. К тому же психологи давно знают, что сочувствие вызывает единичный человек, но почти никогда этого не сделает толпа.

Побудить к действию можно — снимком свалки, съедающей здоровый лес или кадром ребенка, которого никто не встретил. Многие пошли в благо­твори­тель­ность после того, как увидели что-то цепляющее до скрежета и почувствовали, что надо вмешаться.
Отдельно отметим функцию развлечения. Кажется, что это лишнее для социальных организаций — надо показывать проблему и боль. Но это не будет правдой, потому что во всем, что мы делаем помимо боли есть любовь, смех, игра. Это то, что объединяет нас и снимает барьеры. Изменить точку зрения «со стороны» проще так — дать возможность смеяться, а значит и сопереживать, участвовать. Люди искренне смеются только с равными, со своими.

Мы выбрали всего три правила осмысленной съемки, но они работают. Собственно, это то, чем любитель отличается от человека несведущего. Профессионалы же идут дальше. Участвуйте в Школе визуальных коммуникаций — как авторы, герои, участники, преподаватели.

Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Статья размещена на странице партнера.


Партнер медиапроекта:
https://www.asi.org.ru