Проекты

Лидеры корпоративной благо­твори­тель­ности

Проект 2018 // Победители рэнкинга

По мнению экспертов исследования, компаниями, в наибольшей степени соответствующими критериям конкурса и продемонстрировавшими лучшие практики в благо­твори­тель­ной деятельности в 2017 году, стали:

1. ПАО АФК «Система»
1. АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»
2. «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»
3. ПАО «Ростелеком»

Каждая из этих четырех компаний уже неоднократно входила в ТОП-10 «Лидеров корпоративной благо­твори­тель­ности», представляла на конкурс программы корпоративной фи­лан­тропии, которые высоко оценивались экспертами и становились победителями и лауреатами специальных номинаций. В 2017 году последовательность и системность в социальной политике, приверженность высоким стандартам социальной ответственности бизнеса, а также применение инновационных подходов к улучшению социального климата в регионах присутствия позволили им стать победителями рэнкинга.

ПАО АФК «Система»
I. Подход к благо­твори­тель­ной деятельности компании

Запустив первые разовые благо­твори­тель­ные программы в 1997 г., АФК «Система» уже к 2004 г. осознала необходимость систематизации и централизации управления благо­твори­тель­ной деятельностью, для чего был создан Благотворительный Фонд «Система» (БФ «Система»). Бизнес-задачи компании оказывали непосредственное влияние на формулирование стратегии корпоративного фонда, в то время как благо­твори­тель­ная деятельность и концепция «социального инвестирования» составляет стратегический интерес устойчивого развития АФК «Система».
Среди целей благо­твори­тель­ной деятельности компании — содействие развитию интеллектуального потенциала страны, формирование гармоничного общества и поддержка незащищенных слоев населения, сохранение и популяризация культурного наследия России. В связи с принятием новой концепции развития Корпорации как инвестиционной компании в 2017 г. была обновлена и стратегия БФ «Система», в рамках которой с 2018 г. реализовывается новая «технологическая» благо­твори­тель­ная программа.
Помимо стратегии благо­твори­тель­ной деятельности, текст которой не находится в открытом доступе, социальная политика компании регулируется политикой «О корпоративной социальной ответственности», политикой «Благотворительная деятельность АФК «Система» и Уставом БФ «Система» (последние три документа находятся в открытом доступе на сайте компании и Фонда).
Для достижения целей благо­твори­тель­ной деятельности компании в качестве основных направлений работы выступают поддержка образования, науки, культуры и здравоохранения. С 2016 г. БФ «Система» реализовывает благо­твори­тель­ные проекты в рамках трех стратегических направлений:
• Программа «Лифт в будущее — таланты для наукоемких отраслей», являющаяся флагманской социальной программой компании, нацелена на развитие системы современного инженерного образования через профориентацию и поддержку инновационной деятельности талантливой молодежи.
• Программа «Социальная среда и волонтерство» включает широкий спектр проектов, социальную поддержку граждан, адресную поддержку ветеранов, инициативы корпоративного волонтерского центра и проведение региональных партнерских благо­твори­тель­ных фестивалей.
• В рамках программы «Культура и искусство: новые технологии для просвещения» компания поддерживает современные технологические решения в сфере культуры и искусства. Среди поддержанных компанией инициатив проект «Русский музей: виртуальный филиал» в партнерстве с Государственным Русским музеем, а также новая
просветительская акция «Культурный выходной» в музеях России.
В качестве приоритета компании — собственные программы, реализуемые через БФ «Система» на принципах социального партнерства с привлечением волонтеров компании, а также внешних экспертов, НКО, органов власти разного уровня и местных сообществ. Для достижения максимального эффекта благо­твори­тель­ных программ компания также прибегает и другим инструментам реализации социальной политики: гранты, целевые пожертвования, pro bono.
Важным ресурсом реализации благо­твори­тель­ной деятельности АФК «Система» считает широкое распространение корпоративного волонтерства благодаря созданию корпоративного волонтерского центра на базе БФ «Система», в котором состоит около 700 сотрудников компании.

II. Управление и процессы

В то время как стратегия в области корпоративной социальной ответственности и благо­твори­тель­ности рассматривается Советом директоров АФК «Система», управление благо­твори­тель­ной деятельностью компании осуществляется Попечительским Советом и Правлением БФ «Система». Планирование и реализация благо­твори­тель­ных и волонтерских программ осуществляет Фонд во взаимодействии с подразделениями АФК «Система» в области корпоративных коммуникаций (пресс-служба), управления персоналом и активами Группы через соответствующие подразделения и уполномоченных сотрудников, отвечающих за координацию КСО и благо­твори­тель­ной деятельности в портфельных компаниях.
Профессионально благо­твори­тель­ной деятельностью в компании занимаются12 человек, в том числе 11 сотрудников в корпоративном фонде.
При отборе программ для финансирования Фонд отдает предпочтение инфраструктурным проектам, целью которых является достижение долгосрочного социального эффекта, а также проектам, соответствующим бизнес-стратегии компании.
На всех этапах реализации благо­твори­тель­ных проектов от разработки до оценки эффективности Фонд стремится к максимальному вовлечению заинтересованных сторон. В качестве инструментов выступает постоянная работа с благополучателями по системе обратной связи, участие в работе профессиональных объединений, подписание партнерских соглашений с НКО, администрациями, университетами.
Свидетельством эффективного включения стейкхолдеров в реализацию благо­твори­тель­ных проектов является победа АФК «Система» в номинации «За развитие межсекторного партнерства в решении социальных проблем территорий» в рамках конкурса РСПП «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность».

III. Оценка и результаты

АФК «Система» на ежегодной основе осуществляет мониторинг результатов благо­твори­тель­ной деятельности. Этот процесс регулируется политикой в сфере КСО и благо­твори­тель­ности компании, а также приказом президента компании о подготовке консолидированный годовой нефинансовой отчетности.
В 2017 г. компания не привлекала внешних экспертов для оценки результатов программ.
В качестве общекорпоративных показателей эффективности в сфере корпоративной социальной ответственности Советом директоров АФК «Система» были утверждены следующие показатели:
• доля от общей численности волонтеров компаний Группы, вовлеченных в общекорпоративные программы;
• средневзвешенный (с учетом масштаба мероприятий) коэффициент участия компаний Группы в интегрированных программах и проектах;
• количество активных участников флагманской программы «Лифт в будущее»;
• доля упоминаний о социальных и благо­твори­тель­ных проектах в СМИ от общего количества публикаций.
Компания стремится к внедрению принципов венчурной фи­лан­тропии, оценивая возврат на социальные инвестиции по каждой из стратегических благо­твори­тель­ных программ, разрабатывая индивидуальные показатели эффективности для каждой программы.

IV. Информационная политика

Следуя лучшим мировым стандартам, АФК «Система» ежегодно публикует консолидированный отчет об устойчивом развитии в соответствии со стандартом GRI, а также годовой отчет БФ «Система» с использованием стандарта GRI для НКО.
АФК «Система» осуществляет системное PR-продвижение корпоративной благо­твори­тель­ной деятельности, используя в качестве внешних каналов публичный корпоративный сайт и сайт Фонда, социальные сети, традиционные и корпоративные СМИ, в частности корпоративный журнал «Система» и электронную газету БФ «Система» «Вестник благо­твори­тель­ности».
В 2017 г. благо­твори­тель­ная деятельность АФК «Система» была отмечена рядом премий. АФК «Система» одержала победу в номинации «Комплексный проект» в рамках Всероссийского конкурса проектов в сфере корпоративного волонтерства «Чемпионы добрых дел». Компания была также отмечена за высокий уровень отчетности, одержав победу в конкурсе РСПП в номинации «За высокое качество отчетности в области устойчивого развития», став лидером в рейтинге РСПП в сфере устойчивого развития «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития», а также по результатам исследования «Корпоративная прозрачность крупнейших российских компаний — 2017», проведенного Российской Региональной Сетью по интегрированной отчетности.
АФК «Система» ежегодно осуществляет замеры влияния результатов благо­твори­тель­ной деятельности на информационное поле компании. В рамках этой оценки компания измеряет удельный вес публикаций в СМИ, посвященных социальной деятельности. Кроме того, по итогам проведения отдельных масштабных акций учитывается количество упоминаний в СМИ и охват аудитории социальных медиа.
Позиционирование АФК «Система» как социально ответственной компании становится возможным благодаря значительному увеличению доли публикаций, посвященных КСО и благо­твори­тель­ным проектам Корпорации.

АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»
I. Подход к благо­твори­тель­ной деятельности компании

Благотворительная деятельность СУЭК берет свое начало с момента создания компании в 2001 г., когда наряду с экономическими и производственными вызовами остро стояла необходимость повышения социальной стабильности, борьба с иждивенческими настроениями по отношению к градообразующему предприятию, предотвращение оттока населения из моногородов. В 2006 г. была создана Некоммерческая организация «Фонд социально-экономической поддержки регионов «СУЭК — РЕГИОНАМ», задачей которой является разрешение социальных проблем в регионах присутствия путем активизации партнерских отношений с властями различного уровня и местными НКО.
В качестве стратегической цели социальной деятельности СУЭК выступает «всестороннее развитие регионов присутствия компании, улучшение качества жизни сотрудников, членов их семей и местных жителей». Устойчивая модель благо­твори­тель­ной деятельности СУЭК полагается на такие приоритеты, как активизация местных сообществ, внедрение инновационных технологий в социальную сферу, расширение возможностей для самореализации и занятости населения, привлечение молодежи в угольную отрасль и создание благоприятного социального климата. CУЭК подчеркивает взаимосвязь бизнес-стратегии компании с ее социальной политикой, в рамках которой благо­твори­тель­ная деятельность компании позволяет ей обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность.

Основным документом, определяющим подходы и принципы СУЭК в управлении социальными инвестициями и взаимоотношениях со стейкхолдерами, является Корпоративная социальная политика, принятая в 2007 г. и опубликованная на сайте компании.
В связи с тем, что целью благо­твори­тель­ной деятельности компании является повышение качества жизни, СУЭК реализует программы по большому спектру направлений и поддерживают различные группы благополучателей.
Собственная благо­твори­тель­ная политика реализуется Фондом «СУЭК — РЕГИОНАМ», в частности за счет проведения грантовых конкурсов с 2011 г. При этом большинство социальных программ становятся возможными благодаря партнерству с различными организациями — международными организациями, местными администрациями, благо­твори­тель­ными фондами, учебными заведениями и др.
Система образовательных проектов СУЭК охватывает проекты, нацеленные на все группы учащихся дошкольного и общего образования. Программа по развитию новых образовательных технологий и пробуждению интереса к техническим специальностям с дошкольного возраста привлекла 17 учреждений общего и дошкольного образования. Более 150 учеников обучаются в «Классах СУЭК» в рамках подготовки кадров для угольной отрасли при участии преподавателей Сибирского федерального университета и сотрудников компании СУЭК.
Портфель благо­твори­тель­ных программ СУЭК включает партнерские программы с благо­твори­тель­ными фондами — «Русфонд», «Подари жизнь», «Сбор», фондом помощи хосписам «Вера» и др. СУЭК также поддерживает НКО «Лыжи мечты» по реабилитации и социализации с помощью занятий горнолыжным спортом людей с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и зрения.
СУЭК также одной из первых российских компаний начала поддерживать социальное предпринимательство, признавая его важную роль в развитии регионов и монотерриторий. Одним из ключевых проектов является «Школа социального предпринимательства», в рамках которой в 2017 г. было поддержано 30 проектов в шести регионах присутствия.
В 2017 г. компания привлекла более 3000 человек в качестве корпоративных волонтеров.

II. Управление и процессы

Утверждение стратегически важных программ социальной политики компании и контроль эффективности реализации благо­твори­тель­ной деятельности осуществляется Советом Директоров СУЭК. Общую координацию деятельности в реализации социальной политики, а также руководство Фондом СУЭК — РЕГИОНАМ осуществляет Блок по внешним отношениям и коммуникациям головного офиса СУЭК. В свою очередь, за реализацию благо­твори­тель­ных программ Фонда отвечают службы по связям с общественностью и работе со СМИ региональных производственных объединений (РПО). Общее число сотрудников, профессионально занятых благо­твори­тель­ной деятельностью компании, составляет 19 человек, в т.ч. 5 — в Фонде СУЭК — РЕГИОНАМ.
При отборе программ и проектов для финансирования компания анализирует результаты мониторинга социальной ситуации, результаты оценки эффективности реализованных проектов, «обратную связь», данные региональных и местных бюджетов, а также федеральные и региональные целевые программы и возможность привлечения бюджетных средств.
Активное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами для разработки, реализации и оценки благо­твори­тель­ных программ компании является ключевым принципом социальной деятельности СУЭК. Так, одним из приоритетных направлений сотрудничества является разработка комплексных инвестиционных планов (КИП) моногородов с местными администрациями для преодоления монозависимости экономики городов и поселков от угледобычи.

III. Оценка результатов и перспективы

В рамках планирования и реализации социальной политики СУЭК уделяет большое внимание оценке эффекта социальных инвестиций компании, которая осуществляется как комплексно, так и в рамках регулярной оценки отдельных программ и проектов. Процесс мониторинга и оценки корпоративной деятельности регламентируется внутренними распорядительными документами — решениями Совета Директоров и Правления.
В качестве главного инструмента выступает проведение комплексных социологических исследований один раз каждые 2–3 года во всех регионах присутствия компании. Результаты последнего опроса в 2017 г. продемонстрировали, что СУЭК воспринимается как высококлассный ответственный работодатель, а также как «важный фактор поддержания экономической и социальной стабильности в регионах». Благодаря деятельности компании социальных программ СУЭК вырос уровень удовлетворенности чистотой и ухоженностью улиц и дворов, возможностями для отдыха и занятий спортом, качеством образования.
На регулярной основе проводится оценка отдельных благо­твори­тель­ных программ путем проведения встреч проектных экспертных групп, фокус-групп с представителями администраций и НКО, экспертных опросов, анализа опросов участников мероприятий и обсуждения результатов программ со всеми стейкхолдерами.
СУЭК также привлекал и внешних экспертов для оценки результатов проектов, в частности для оценки образовательных программ — специалистов Российской академии образования и Московского института развития образования.

IV. Информационная политика

Для информирования стейкхолдеров о своей социальной деятельности СУЭК использует большее количество каналов. В первую очередь, СУЭК публикует публичную нефинансовую отчетность: Отчет об устойчивом развитии, высокое качество которого подтверждается ежегодным включением в индекс отчетности РСПП «Ответственность и открытость» в 2015–2017 гг. и индекс «Вектор устойчивого развития» в 2014–2017 гг.
СУЭК придерживается лучших мировых практик, выстраивая свою отчетность на основе системы GRI, вариант «Базовый» (Core) — используя стандарты по показателям результативности серии 200 (экономические аспекты деятельности), 300 (экологические аспекты деятельности) и 400 (социальные аспекты деятельности).
Отчетность СУЭК также соответствует международному стандарту AA1000SES(2011) — AA1000 Stakeholder Engagement Standard 2011 для идентификации всех заинтересованных сторон в реализации социальной политики.
Отчетность компании прошла оценку внутреннего и внешнего аудитора и доступна на сайте компании на русском и английском языках.
Другим инструментом информирования о благо­твори­тель­ной деятельности компании выступает PR-сопровождение социальных программ в рамках общей PR-стратегии компании, которая основывается на принципах, изложенных в Информационной политике компании. СУЭК использует самый широкий спектр каналов распространения информации о своей благо­твори­тель­ной деятельности: корпоративный сайт и сайт Фонда, социальные сети, традиционные
СМИ, а также корпоративная ежемесячная газета тиражом 6 тыс. экземпляров.
Исследование PR-эффекта производится путем ежедневного мониторинга СМИ с еженедельным замером показателей количества и тональности упоминаний в СМИ, используя в качестве баз данных «Медиалогию» и «Интегрум».
В 2017 г. СУЭК стала победителем и призером значительного числа конкурсов в сфере корпоративной благо­твори­тель­ности и социальных инвестиций, в частности победив в номинации «За вклад в социальное развитие территорий» в рамках конкурса «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность» РСПП. Эффективная информационная политика компании была отмечена на всероссийской премии «МедиаТЭК», где СУЭК одержала победу в номинации «За реализацию проектов, связанных с социальной и экологической деятельностью
компаний ТЭК, и эффективное освещение их в СМИ». Экологическая политика СУЭК была также отмечена в рамках конкурсов Экологической палаты России, премией ERAECO при поддержке UNIDO и Минприроды РФ, а также международной выставкой-форумом «ЭКОТЕХ-2017».

«Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»
I. Подход к благо­твори­тель­ной деятельности компании

С момента своего создания в 1994 году компания уделяет большое внимание корпоративной социальной ответственности, включая реализацию на территории Сахалина программ социальных инвестиций.
КСО с самого начала деятельности «Сахалин Энерджи» направлена на реализацию корпоративной стратегии укрепления общественного положения и имиджа компании и осуществления ее хозяйственной деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития и высокими этическими нормами ведения бизнеса.
Основные положения Политики устойчивого развития компании:
— «Сахалин Энерджи» ведет хозяйственную деятельность с максимальной ответственностью и эффективностью, обеспечивая максимальные выгоды Российской Федерации, Сахалинской области и акционерам компании.
— «Сахалин Энерджи» вносит вклад в решение существующих сегодня и в предупреждение возможных в будущем социальных проблем Сахалина, сохраняя баланс между экономическим развитием, охраной окружающей среды и социальной ответственностью и учитывая культурное многообразие.
— «Сахалин Энерджи» сотрудничает со всеми заинтересованными сторонами в процессе поиска путей содействия полноценному и долгосрочному экономическому, экологическому и социальному развитию Сахалинской области.
Еще одним фактором развития «Сахалин Энерджи» в качестве социально ответственной компании с самого момента ее основания стали условия получения кредитного финансирования от международных банков, которые предъявляют высокие требования к деятельности компании в сфере экологической защиты, социальной
ответственности, а также прозрачности ведения бизнеса на всех стадиях проекта «Сахалин-2».
Компания строит свою деятельность в соответствии с лучшими международными стандартами в области КСО.
Среди международных стандартов, применяемых «Сахалин Энерджи», основными являются:
— стандарты ISO (экологический менеджмент, управление качеством, охрана труда и здоровья, социальная ответственность);
— стандарты и директивы Европейского союза и Организации Объединенных Наций;
— стандарты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации;
— стандарты GRI и AA1000SES (нефинансовая отчетность, взаимодействие с заинтересованными
сторонами).
В 2009 году «Сахалин Энерджи» присоединилась к Глобальному договору ООН — всемирной инициативе по утверждению ответственной гражданской практики и социальной ответственности корпораций. «Сахалин Энерджи» стала первой (и на 1 января 2018 года единственной) российской компанией, выбранной ООН для участия в платформе устойчивого корпоративного лидерства — Global Compact LEAD — в рамках Глобального договора ООН. Global Compact LEAD объединяет более 50 компаний — признанных лидеров в области корпоративной социальной
ответственности.
Миссия компании заключается в следующем: «Сахалин Энерджи» стремится быть ведущим производителем энергоресурсов. Компания строит свою деятельность на основе эффективного, надежного и безопасного производства, ответственного отношения к социальным и экологическим проблемам. С момента создания и начала деятельности «Сахалин Энерджи» претворяет в жизнь политику устойчивого развития, внедряя соответствующие принципы в стратегию хозяйственной деятельности, планы и процессы компании.
Для реализации вышеупомянутых принципов «Сахалин Энерджи» приняла на себя следующие обязательства по устойчивому развитию (УР):
• включать принципы устойчивого развития во все нормативные документы и стандарты компании;
• обеспечивать непрерывное соблюдение обязательств в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности;
• обеспечивать полное информирование заинтересованных сторон и взаимодействовать с ними в вопросах устойчивого развития и организации обратной связи;
• непрерывно разрабатывать и реализовывать программы социальных инвестиций и устойчивого развития, согласующиеся со стратегией компании, применять четкие меры контроля;
• развивать стратегические партнерские отношения с заинтересованными сторонами для максимально эффективной реализации общественно значимых программ;
• вести нефинансовую отчетность в соответствии со стандартами и принципами Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (GRI);
• соблюдать и популяризировать принципы Глобального договора ООН (ГД ООН);
• участвовать в программе Global Compact LEAD в рамках Глобального договора ООН, демонстрируя стремление к лидерству в области устойчивого развития.
Основная цель программы социальных инвестиций «Сахалин Энерджи» — содействие устойчивому развитию Сахалина путем реализации проектов,которые:
• разработаны на основе консультаций с общественностью и соответствуют выявленным потребностям сообществ, затронутых деятельностью компании;
• относятся к вопросам, влияющим на репутацию компании;

II. Управление и процессы

Общую координацию деятельности в реализации социальной политики осуществляет Отдел социальной деятельности. Отдел состоит из одиннадцати человек, включая начальника отдела, а также трех специалистов, занимающихся общими благо­твори­тель­ными программами компании, двух специалистов по работе с коренными малочисленными народами Севера Сахалина, трех специалистов по оценке социального воздействия в рамках реализации проекта «Сахалин-2» и двух специалистов, курирующих вопросы социальной деятельности в рамках проектов развития деятельности компании.
Функциональными обязанностями отдела среди прочих являются: обеспечение реализации политики компании в области социальных инвестиций/устойчивого развития, разработка и внедрение перспективных и текущих планов, отдельных мероприятий и их комплекса в рамках корпоративных программ социальных инвестиций,
координация корпоративных социальных программ и проектов, взаимодействие с заинтересованными сторонами, контроль эффективности реализации корпоративных программ/проектов устойчивого развития, а также мониторинг текущих программ с целью обеспечения их соответствия корпоративным политикам.
Поддержка местных инициатив (проекты местных некоммерческих организаций и учреждений) осуществляется Компанией в рамках грантовых программ, проводимых на основе Положений о конкурсе.
В компании действуют три грантовые программы, у каждой из которых есть собственный сайт, на котором публикуется вся информация о конкурсе, включая положения о конкурсах:
1. План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области,
2. Фонд социальных инициатив «Энергия» — конкурсная программа грантов для поддержки общественно значимых проектов на территории острова Сахалин,
3. Корсаковское партнерство — специальная конкурсная программа грантов для поддержки инициатив в Корсаковском районе, где расположен один из крупнейших производственных объектов «Сахалин Энерджи» — производственный комплекс «Пригородное».
Все заявки проверяются: первичная оценка осуществляется специалистами компании. В случае формального соответствия заявка выносится на рассмотрение соответствующего управляющего органа. Для каждой программы сформированы управляющие органы (экспертный совет — в рамках фонда социальных инициатив «Энергия», Корсаковский партнерский совет по устойчивому развитию (КПСУР) — в рамках Корсаковского партнерства). Деятельность этих органов регламентируется отдельными документами.
Предоставление финансирования в рамках содействия развитию КМНС производится Комитетами двух программ — Программы поддержки традиционной экономической деятельности и Фонда социального развития, состоящими каждый из семи представителей КМНС. Каждый комитет сформирован на основании избрания представителей КМНС от семи муниципальных образований, мест традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности КМНС Сахалинской области. Предварительно все заявки оцениваются Экспертными группами, в состав которых входят представители компании, правительства Сахалинской области и Регионального совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, а также районными комитетами,
которые избраны в каждом из семи районов компактного проживания КМНС на территории Сахалинской области. Общие критерии, применяемые компанией «Сахалин Энерджи» при принятии решения о поддержке определенных специальных проектов, включают в себя: устойчивость инвестиций, дополнительные возможности и участие в проекте местного населения и власти/максимальное использование существующих ресурсов, прозрачность/контролируемость инвестиций, управление ожиданиями, видимые изменения в жизни местного населения.
Заявки, поступившие в рамках конкурсных программ, оцениваются согласно следующим критериям отбора заявок: наличие четко сформулированной проблемы; актуальность и общественная значимость проекта; оптимальность выбранной стратегии для достижения целей проекта: последовательность и целесообразность планируемых мероприятий; конкретность, значимость и достижимость результатов проекта для данного сообщества; привлечение широких слоев общественности к реализации проекта на основе добровольного безвозмездного
труда; опыт и квалификация организации и основных исполнителей проекта; реалистичность и обоснованность представленной сметы проекта; эффективность (соотношение затрат и планируемого результата) проекта; возможность позитивных изменений по результатам реализации проекта, а также перспективность его
развития после завершения финансирования.
Также при подведении итогов конкурса проекты рассматриваются по следующим дополнительным критериям: наличие позитивного опыта реализации проектов у заявителя; инновационные пути решения проблемы, оригинальность и уникальность проектной идеи; дополнительное финансирование или иные виды помощи из других источников; возможность тиражирования проекта.

III. Оценка результатов и перспективы

Социальные программы рассматриваются как неотъемлемая часть производственной деятельности компании. Согласно стратегии компания «Сахалин Энерджи» проводит внутренний мониторинг (текущий) и выполняет независимую внешнюю оценку (один раз в два года) проектов социальных инвестиций в
соответствии с требованиями по контролю социальной деятельности, а также требованиями компании в отношении внутреннего аудита.
Оцениваются результаты стратегических партнерских программ и отдельных краткосрочных проектов, которые были профинансированы компанией, а также эффективность процессов и подходов в сфере реализации программ
социальных инвестиций. Регулярно проводится мониторинг проектов и программ, который осуществляется специалистами отдела социальной деятельности совместно с партнерами. Кроме этого, оценку программ, в том числе бюджетной эффективности, а также оценку соответствия программ политикам и процедурам компании проводят специалисты отдела внутреннего контроля компании.
Внешняя оценка проводится профессиональными экспертами, кредиторами и их консультантами посредством взаимодействия с заинтересованными сторонами в различных формах.
Ключевые задачи внешней оценки: оценить соответствие реализуемых социальных программ основным документам компании; оценить эффективность системы управления и мониторинга программ; выявить наиболее значимые результаты программ, определить и рекомендовать приоритеты и потенциал развития/расширения
программ на будущее.
Фокус оценки направлен на исследование четырех компонентов: место и роль программ в структуре деятельности компании (значимость социальных программ для реализации социальных обязательств компании), успешность социальных корпоративных программ; практики и модели профинансированных проектов; система управления и мониторинга программами, потенциал для дальнейшего развития/расширения программ.
В рамках внешней оценки, проведенной в 2017 году, также была проведена оценка потенциала общественного сектора Сахалина (ключевые партнеры и стратегические грантополучатели компании).
«План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» предусматривает периодические проверки его реализации, чтобы обеспечить его корректировки в соответствии с меняющимися социальными и программными условиями.
Внутренний мониторинг «Плана содействия» проводится ежегодно группой мониторинга и включает в себя посещение благополучателей и анализ отчетов, в том числе финансовой документации. Каждый отчет по мониторингу предоставляется Правлению и независимому наблюдателю. В группу мониторинга входят по меньшей мере по одному представителю от каждого из трех партнеров Плана.
Также приглашаются члены комитетов Фонда социального развития и Программы поддержки традиционной экономической деятельности, районных комитетов, специалисты по коренным народам Севера из муниципальных администраций и др. для необходимого обеспечения сбора соответствующих данных и обмена информацией.

Для проведения внешнего мониторинга, который проводится ежегодно, привлекаются независимый наблюдатель и социолог.
В рамках реализации Плана содействия (2016–2020 гг.) проводятся две официальные оценки: промежуточная оценка в середине третьего года реализации «Плана содействия» (планируется в 2018 году) и финальная оценка Плана в середине заключительного, пятого, года.
Для оценки эффективности информирования широкого круга заинтересованных сторон о социальных программах компании и определения видимости и узнаваемости их среди населения независимой социологической лабораторией проводится ежегодный опрос общественного мнения.
По результатам опроса 2017 года «заметно возросло число положительных оценок воздействия компании на развитие отдельных населенных пунктов — 43,6% (в 2016 г. — 34%, в 2015 г. — 32,9%) и на социальную инфраструктуру в 2017 г. — 47,1% респондентов (2016 г. — 40,6%,1 и 2015 г. — 39%). Количество тех, кто хорошо знаком с конкретными благо­твори­тель­ными программами компании, составляет до 1/3 участвующих в опросе. По всем проектам получено более 80% положительных оценок деятельности.

Наиболее важные критерии, которых придерживается компания при оценке благо­твори­тель­ной деятельности, следующие:
• Количественные: Объем социальных инвестиций (исполнение бюджета); Количество проектов, реализованных при поддержке компании; Объем привлеченных средств; Количество районов/населенных пунктов, в которых
были поддержаны проекты в рамках конкурсных программ; Количество сотрудников, участвующих в различных благо­твори­тель­ных и волонтерских акциях/ инициативах/проектах; Количество собственных благо­твори­тель­ных инициатив, реализованных сотрудниками; Количество человеко-часов, отработанных волонтерами из числа сотрудников во время волонтерских акций и кампаний; Количество упоминаний в СМИ.
• Качественные: Видимость и узнаваемость среди населения социальных программ компании (по результатам социологического опроса, проводимого на ежегодной основе).
Результаты социальной деятельности, характеризующие вклад компании в решение социальных проблем территории:
• В 2017 г. общий объем инвестиций компании в реализацию различных внешних социальных программ на территории Сахалинской области составил более 64 млн рублей.
• Количество инициатив местных некоммерческих организаций, реализованных при поддержке и с участием компании, превысило 150 проектов. Проектами компании охвачены более 70 населенных пунктов острова. Эти инициативы осуществлялись в 15 муниципалитетах о. Сахалин с привлечением местных ресурсов.
• Объем привлеченных средств достиг 50% от суммы, инвестированной компанией. Количество сотрудников, участвующих в различных благо­твори­тель­ных и волонтерских акциях/ инициативах/проектах, — 30% от общего числа сотрудников.

IV. Информационная политика

Компания систематически анализирует отечественные тенденции и новые требования в области нефинансовой отчетности. В мае 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены Концепция развития публичной нефинансовой отчетности (ПНО) и План мероприятий по реализации Концепции ПНО. Компания активно участвовала в обсуждении этой концепции в рамках расширенного заседания Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике по теме «Ответственная деловая
практика и публичная нефинансовая отчетность: ориентиры на Цели устойчивого развития».
Компания следит за мировыми тенденциями и прогрессом в области нефинансовой отчетности. При подготовке отчета за 2017 год компания в процессе работы ориентировалась на рекомендации Европейской Комиссии по нефинансовой отчетности.
Начиная с 2016 года «Сахалин Энерджи» включает в отчет об устойчивом развитии информацию о вкладе компании в достижение Целей в области устойчивого развития (ЦУР).
В течение последних трех лет отчеты об устойчивом развитии «Сахалин Энерджи» носят тематический характер. Отчет за 2017 год посвящен правам человека. В отчете отражены подходы и практики компании в различных сферах ее деятельности в отношении прав человека.
Что касается системного PR сопровождения стратегических проектов, то для них разрабатывались отдельные коммуникационные стратегии и планы. Компания активно работала со СМИ и размещала информацию на публичном корпоративном и программных сайтах. Исследования PR-эффекта проводились с помощью «Медиалогии», опроса общественного мнения, фокус-группы с определенными группами стейкхолдеров, тематического мониторинга СМИ ресурсами сотрудников компании.

ПАО «Ростелеком»
I. Подход к благо­твори­тель­ной деятельности компании

«Ростелеком» традиционно относится к благо­твори­тель­ной деятельности как к важному инструменту стратегического управления развитием. Социальная
политика также позволяет компании структурировать вклад в решение социально-экономического развития во всех регионах присутствия и последовательно укреплять собственную репутацию как эффективного партнера государства и общества.

С учетом рекомендаций специализированного учреждения Организации Объединенных Наций — Международного союза электросвязи компания разработала цели социальной политики, среди которых содействие деятельности в сфере образования, науки и искусства, содействие развитию научно-технического и художественного творчества детей, социальная поддержка граждан и др. В качестве задач благо­твори­тель­ной деятельности «Ростелеком» выделяет, в частности, обеспечение доступа к современным телекоммуникационным технологиям, а также повышение уровня образования в области телекоммуникаций.
Принципы реализации корпоративной благо­твори­тель­ности компании изложены в таких документах, как Внешняя социальная политика ПАО «Ростелеком» (находится в открытом доступе), Положение о Комитете по благо­твори­тель­ности Правления ПАО «Ростелеком», Положение о порядке оказания пожертвований и благо­твори­тель­ной помощи в ПАО «Ростелеком», а также Положение о Комиссии по благо­твори­тель­ности в макрорегиональных филиалах ПАО «Ростелеком».
Основной формой корпоративной благо­твори­тель­ности «Ростелеком» является реализация собственных социальных программ, которые разрабатываются силами компании с возможным участием партнеров, а также партнерские программы при сотрудничестве с НКО, государственными учреждениями и другими компаниями. Исходя из оценки эффективности реализации мероприятий предыдущих периодов, компания реализовывает грантовые конкурсы с помощью внешних операторов. Компания также увеличивает количество волонтерских акций, программ и мероприятий — в настоящее время в них на постоянной основе принимают участие сотрудники компании из 55 городов России.
Одна из ключевых программ «Ростелекома» в 2017 г. — «Цифровая экономика», которая была разработана совместными усилиями государства, бизнеса и экспертного сообщества. В рамках программы запланирована реализация проектов по пяти направлениям: «Информационная инфраструктура»; «Информационная безопасность»; «Формирование исследовательских компетенций и технических заделов»; «Кадры и образование» и «Нормативное регулирование». Масштабность инициативы может быть продемонстрирована целеполаганием, в частности, направления «Информационная инфраструктура» — обеспечение подключения к Интернету граждан и устройств Интернета вещей на всей территории страны.
Планируется, что к 2024 г. широкополосный доступ к сети Интернет будут иметь 97% домашних хозяйств.
Другим партнерским проектом является программа «Цифровое равенство», которая с 2014 г. реализуется совместно с Пенсионным фондом России (ПФР).
Основной целью проекта является обучение старшего поколения компьютерной грамотности на базе библиотек, образовательных центров Пенсионного фонда России с участием волонтеров — сотрудников «Ростелеком». За 2017 год 65 тысяч пенсионеров из всех регионов России прошли обучение по программе «Азбука Интернета» и 105 тысяч человек посетили портал.

II. Управление и процессы

Для управления благо­твори­тель­ной деятельностью в компании создан специальный отдел, осуществляющий общую координацию реализуемых программ и проектов: Отдел социальной политики и специальных проектов, находящийся в подчинении Департамента внешних коммуникаций. При этом для рассмотрения обращений лиц об оказании благо­твори­тель­ной помощи действует Комитет по благо­твори­тель­ности Правления ПАО «Ростелеком», который принимает коллегиальное решение о расходовании средств на благо­твори­тель­ную помощь.
На макрорегиональном уровне решения об оказании благо­твори­тель­ной помощи принимают Комиссии по благо­твори­тель­ности в рамках ежегодно устанавливаемого Комитетом по благо­твори­тель­ности Правления ПАО «Ростелеком» ежеквартального бюджета на благо­твори­тель­ность и правил его расходования.
За общее планирование и реализацию собственных программ на уровне регионов отвечают специалисты по внешним коммуникациям и специальным проектам В общей сложности 120 сотрудников «Ростелеком» профессионально заняты реализацией благо­твори­тель­ной деятельности.
Комитет по благо­твори­тель­ности не реже одного раза в месяц проводит отбор проектов для финансирования, исходя из следующих принципов: интегрированность с бизнесом компании, географический охват и масштабируемость, системность и долгосрочный характер, приоритет технологий и услуг, а также соответствие
стратегии компании.
«Ростелеком» стремится к максимальному вовлечению всех стейкхолдеров в ареал своей благо­твори­тель­ной деятельности либо в качестве участников, либо благополучателей.

III. Оценка и результаты

«Ростелеком» на регулярной основе проводит комплексную оценку благо­твори­тель­ной деятельности компании. В соответствии с временным регламентом о мониторинге и оценке социальных программ и проектов оценка эффективности социальных программ осуществляется с помощью следующих инструментов:
• Системы мониторинга и оценки эффективности реализации программ и проектов на основе группы количественных и качественных показателей;
• Модульной системы мониторинга и оценки эффективности на основе элементов системы сбалансированных показателей (этап внедрения);
• Комплексной системы управления реализацией социальных программ и проектов;
• Мониторинга и оценки социальной деятельности профессиональными экспертами (два раза в год);
• Опросов групп заинтересованных сторон по отдельным программам и проектам (на постоянной основе);
• Замеров информационного поля по частоте и контексту упоминания компании в контексте социальной и благо­твори­тель­ной деятельности (на постоянной основе).
В 2017 г. компания включила этот инструментарий в Систему управления реализацией социальных программ и проектов, который был разработан с участием экспертов в сфере корпоративной благо­твори­тель­ности и устойчивого развития, а также международных экспертов в сфере проектного управления. Помимо этого, для оценки собственных проектов компания привлекала внешних экспертов, таких как CAF Россия, РСПП, ТПП РФ, АМР, АСИ, Международный союз электросвязи и др. «Ростелеком» закладывает в бюджет расходы на мониторинг и оценку благо­твори­тель­ной деятельности и раскрывает эту информацию: в 2017 г. расходы на оценку социальных программ составили 1 200 000 руб.

IV. Информационная политика

«Ростелеком» следует международным стандартам при подготовке отчетности по благо­твори­тель­ной деятельности, таким как GRI, а также рекомендациям Международного союза электросвязи. Помимо этого, компания в свободной форме применяет стандарты таким систем отчетности, как АА1000SES, GPM P5, UN GC,
IQnetSR10, SDG. PR-сопровождение социальных программ осуществляется в рамках общей PRстратегии компании с использованием таких каналов, как корпоративный сайт, социальные сети, традиционные и корпоративные СМИ (ежемесячная газета «Вестник «Ростелеком» с тиражом 15 600 экз.).
Компания регулярно проводит исследование PR-эффекта своей деятельности как собственными силами, так и с использованием медиа-аналитических систем, в том числе системы «Медиалогия». Согласно исследованию экспертов «Медиалогии», «Ростелеком» ежегодно занимает первое место в ТОП–20 компаний по широкому освещению мероприятий в СМИ в контексте корпоративной социальной ответственности.
Помимо рейтинга «Медиалогии», в 2017 г. «Ростелеком» неоднократно получал признание за реализацию эффективной благо­твори­тель­ной деятельности. «Ростелеком» стал победителем программы «Лучшие социальные проекты России» в номинации «Развитие межнационального сотрудничества». Кроме того, на VI международном форуме «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество» компания заняла второе место в номинации «Компетентное волонтерство. Pro bono». Помимо головного офиса, региональные филиалы в Оренбургской области, Республике Удмуртия, Пермском крае также становились победителями и призерами различных конкурсов в сфере корпоративной благо­твори­тель­ной деятельности.

Контакты

+7 (499) 978-59-93

Все о лидерах корпоративной благо­твори­тель­ности — 2018

Лидеры 2018

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.